Что делать, когда внезапно компьютерные технологии в классе не работают?

nout

Самые радужные планы любого учителя, желающего использовать цифровые технологии в классе, могут быть нарушены из-за технологического сбоя. Ситуация, не редко встречающаяся даже на исходе второго десятилетия XXI века. И дело не только в банальном отключении электричества. 

Учителю приходится считаться с целым рядом часто встречающихся технологических сбоев:

  • медленная скорость интернет-соединения;
  • ноутбуки мобильного класса на тележках не заряжены;
  • отсутствуют адаптеры wifi, bluetooth;
  • отсутствует необходимое программное обеспечение;
  • забыты пароли доступа;
  • отсутствуют необходимые кабели;
  • заблокированы необходимые сайты;
  • проблемы со звуком;
  • проектор плохо работает (цветность нарушена и пр.) или вообще перегорела лампа.

Даже самый опытный  в цифровых технологиях учитель может испытывать непредвиденные осложнения. У меня они происходили и происходят не раз в связи с частыми выездами на обучающие курсы и семинары. Поэтому в моём портфеле, кроме ноутбука, всегда USB-модем, переходники, короткие кабели, электрический удлинитель «Пилот». Независимо от сложившейся ситуации и своего опыта, педагог в случае  технологического сбоя может и должен спасти запланированный урок, выйти из затруднений с честью.

В случае технологического сбоя учитель никогда не должен терять самообладания, не показывать ученикам своей растерянности.  Знаю, что многие держат в запасе сценарий обычного урока без использования цифровых технологий. Между тем, хочу предложить вам и другие варианты выхода из сложной ситуации.

Вместо того, чтобы сдаваться или расстраиваться перед учениками, подумайте, как использовать появившуюся внезапно возможность для того, чтобы научить ребят, как бороться с технологическим сбоем. Конкретная жизненная ситуация, с которой они тоже встречаются.

Поведенческая модель: настойчивость и решение проблем

Ученики быстро реагируют на созданную внезапно учителем новую модель урока.  Включение учеников в сотрудничество для решения технологических проблем, особенно в 7-11 классах, — это педагогическая ситуация, которая является целью современной педагогики.

Попросить учеников о технической поддержке:

  •  «У кого-нибудь есть другое предложение о том, как мы можем получить доступ к этому сайту ?»
  • « Кто знает, как мы можем подключить звук?»
  • «Есть ли другое программное обеспечение, которое мы могли бы использовать для отображения этой информации?»

Ученики более мотивированы, когда они являются частью решения проблемы.

учиться решать проблемы — требования 21-го века

Федеральные стандарты, как известно, требуют формирования следующих ключевых компетенций ученика, которые пригодятся ему во взрослой жизни:

  • самостоятельно принимать важные решения,
  • умение спрогнозировать возможные варианты развития ситуаций,
  • мобильность, открытость к сотрудничеству,
  • ответственность за социальное и экономическое процветание государства.

Современный учитель должен понимать, что избегать использование информационных технологий в классе и в результате не испытывать технологических сбоев, сложно. Рядом куча коллег, других образовательных учреждений, которые создали развитую информационно-образовательную интерактивную среду и эффективно пользуются, вовлекают в неё учеников.

Учитывая то, что технический прогресс развивается, и количество технологических сбоев может уменьшиться, можно предложить учителям самим создавать такие ситуации. Особенно учителям информатики.

Разработка новых стратегий

Ситуации с технологическими сбоями потребует от учителей разработки учебных стратегий:

Решение №1. 

Если доступ к Интернету замедляется, потому что ученики, как правило,  одновременно подключаются, учитель предлагает ребятам работать в автономном режиме до тех пор, пока Интернет не станет доступным.

Решение № 2.

Если доступ к Интернету замедляется, можно использовать свой и ученические  смартфоны в качестве точек доступа для ноутбуков.

Решение № 3.

Когда ноутбуки мобильного класса на тележках не заряжены одновременно, учителя могут объединить учащихся в группы для работы на готовых заряженных устройствах до тех пор, пока остальные ноутбуки не заработают.

Решение № 4.

Согласованные действия с учителем информатики или системным администратором школы.

  • Решение вопросов со вспомогательным оборудованием (кабели, адаптеры, лампа проектора и т. д.)
  • Создание баз данных для записи или изменения паролей.
  • Решение вопросов с фильтрацией. Открыть доступ к тем сайтам, которые нужны учителю для урока.
  • Загрузка необходимого программного обеспечения.

Последние мысли

Как видим, учитель может использовать возникшую проблему технологического сбоя в своих целях. Однако для учителей-предметников, это только часть айсберга. Проблем изучения конкретных предметных тем никто не снимал. Следует подумать, как компенсировать потерянное время.

И, конечно, если технологический сбой не решается за несколько минут, разумным выходом является наличие «низкотехнологичного» мела. Если же в классе нет обычной доски (а это, к сожалению, уже встречается в школах), то всегда иметь про запас «низкотехнологичные» карандаши (или фломастеры) и ватманский лист бумаги. А может быть несколько наборов карандашей и фломастеров, несколько листов ватмана для работы учеников в группах, если вы это предусматриваете. И, конечно же, резервный план урока.

И тогда паники не возникнет при неожиданном повороте, связанным с технологическим сбоем.

Один комментарий к “Что делать, когда внезапно компьютерные технологии в классе не работают?

  1. Наталья Николаевна говорит:

    Когда у меня случается технологический сбой, я просто теряю сознание (((

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.