Летняя пора — время для размышлений и профессионального самокопания. Каждый учитель хочет работать с желанием и отдачей, видя перед собой горящие глаза учеников. Но получается так не всегда. Не будем сетовать на административное засилие в школе, которое, действительно, мешает учителю проявить себя. Давайте разберёмся, что зависит от нас.
Отсутствие интереса и мотивации у учащихся может быть довольно сложной задачей для учителей. Многие из предложенных приёмов работы доказали свою эффективность, они «выстраданы» несколькими поколениями учителей.
Создайте привлекательный микроклимат в классе
Никто не хочет входить в дом, где ему не рады. То же самое касается учеников. Вы и ваш класс должны быть привлекательным местом, где дети чувствуют себя в безопасности и приняты коллективом. Вы можете быть прекрасным учителем, но нездоровая атмосфера в классе, травля отдельных учеников и прочие негативные проявления сведут к нулю ваши усилия.
Каждый класс имеет свои отличительные особенности или “микроклимат”, который влияет на эффективность обучения учащихся.
Основные признаки, которые составляют классную среду, включают межличностные отношения между учениками, отношения между учениками и их учителями, отношения учеников к изучаемому предмету, а также к методам обучения и восприятие учениками организационных условий обучения.
дайте ученикам право выбора
После того, как ученики получили первые знания по изучаемой теме, первые навыки, всегда есть возможность предложить им выбор дальнейшей траектории обучения.
Исследования показывают, что предоставление ученикам выбора имеет решающее значение для повышения их вовлеченности в образовательный процесс.
Соблюдайте преемственность в стратегии выбора.
По мере того, как ученики продвигаются по классам, они становятся все более настроенными на свободу выбора. Выбор влияет на интерес учащегося к изучаемому предмету.
Выбор может заключаться
- во времени изучения содержания
- в форме изучения
- в форме контроля
- в представлении результатов
Во всех предметных дисциплинах ученикам, к примеру, может быть предоставлен выбор контрольных вопросов для ответа. Или даже форма контроля знаний. Ученики могут сделать выбор тем для проектно-исследовательской работы.
Учебная деятельность должна представить ученикам возможность попробовать различные стратегии. Пусть они пробуют и ошибаются. Учителя, в свою очередь могут создать условия, которые позволяют ученикам больше контролировать себя в обучении. Это придаст им больше чувства ответственности и интереса к обучению.
реальное Обучение
Многолетние исследования показывают, что ученики больше вовлечены в учебный процесс, когда чувствуют, что изучаемое связано с жизнью вне класса. Оно отражает реальные контексты жизни, оснащает их практическими и полезными навыками и рассматривает темы, которые актуальны и применимы к их жизни за пределами школы.
Учитель должен стремиться как можно чаще демонстрировать реальные связи с теми вопросами, которые он преподаёт.
проектное обучение
Решение реальных проблем с самого начала образовательного процесса вполне мотивирует мотивирует учащихся. Не решение рафинированных задач в конце изученной темы, а начало. Проектная деятельность может повысить учебную активность, их интерес к тому, что преподается, укрепить их мотивацию к обучению и сделать учебный опыт более актуальным и значимым.
Проектная деятельность возникает тогда, когда учащиеся начинают обучение с решения проблемы, завершают исследования, а затем, наконец, решают проблему с помощью инструментов и полученной информации, которую вы обычно преподаете на нескольких уроках. Вместо того, чтобы изучать предложенную тему вне ее применения или вне контекста, ученики используют данный материал для решения проблем.
Сделать Цели Обучения Очевидными
Зачастую то, что кажется отсутствием интереса, на самом деле оказывается боязнью учеников своей перегруженности или сложности изучаемого. Некоторые темы могут пугать их из-за большого объёма информации и обилия терминов. Предоставьте ученикам своеобразную дорожную карту с хорошо прописанными и конкретными целями обучения. Дорожная карта должна показать, что именно вы хотите от учеников, чего ожидаете в завершении изучения данной темы, что может помочь решить текущие проблемы изучения.
межпредметные связи
Иногда ученики не видят, как то, что они изучают на одном предмете, пересекается с тем, что они изучают в других. Межпредметные связи помогут возникновению у учеников чувства контекста, усилить интерес ко всем учебным дисциплинам, связанным с изучаемой темой.
Показать, как ученики могут использовать изученное в будущем
Некоторые ученики не заинтересованы в обучении, потому что они не видят смысла в том, что они изучают. Не стоит ждать от учеников назойливых вопросов или комментариев «зачем мне это нужно?»
Вместо этого сделайте этот вопрос частью учебного плана. Добавьте в него строку, которая конкретно относится к тому, как учащиеся могут применять эту учебную информацию в будущем. Затем разъясните это ученикам во время урока.
стимулирование обучения
Случайная награда может подтолкнуть немотивированного и незаинтересованного ученика к обучению. Стимулы и награды могут быть различными: от бумажных звёздочек и безобидных конфет до предоставления свободного времени в конце урока, если ученик справился с заданиями. Дайте ученикам понять, что именно они должны сделать, чтобы заработать свою награду.
формируйте ученическое целеполагание
Задайте ученикам следующие вопросы :
- Зачем это тебе необходимо?
- Что ты делаешь, чтобы достичь желаемого?
- Добился ты необходимых результатов?
- Каковы твои планы или варианты дальнейших действий?
Учитель должен помочь ученику формировать собственные цели. Ответы на поставленные учителем вопросы могут помочь им в этом. Особенно это касается совместной деятельности учащихся. Когда в группе или классе работают всего несколько или даже один ученик. Любой вид деятельности, который поможет ученику найти повод для участия и его заинтересованности, может принести огромную пользу в совместной работе.
Используйте практическое обучение и включите дополнительные материалы
Мы с вами упоминали, что практическое обучение мотивирует учащихся. Хорошо продуманная практическая деятельность фокусирует учащихся на окружающем мире, разжигает их любопытство и направляет их через привлечение опыта добиться ожидаемых результатов обучения.
Обучение выходит на новый уровень, если мы даём ученикам пощупать артефакты или участвовать в научных экспериментах. Такая учебная информация приобретает больше смысла и вызывает больший интерес.
Знаю по себе, как падает настроение учителя, если ученики откровенно скучают.
Проявление интереса к обучению нужно не только ученикам, но и нам, чтобы получать истинное удовольствие от работы.