Будущее образования. Есть ли основания для уверенности?

uuu

Когда собираются добротные образовательные конференции, где отсутствуют победные реляции, и говорится о насущных проблемах, чаще всего мы встречаемся со специалистами, которые хорошо знают, что в большинстве случаев текущие способы обучения не работают.

Образовательные технологии, применяемые в школе, насчитывают десятки.  Но абсолютное их большинство уже забыты или присутствуют в образовательных учреждениях формально.

Без сомнения, мы часто видим много примеров хороших методик, которые неравномерно распространены по миру и используются от случая к случаю.

До сих пор наши  представления о хорошей педагогике основаны на таких единичных случаях. Как правило, они даются как эталоны, однако мы видим те затруднения, чтобы беспрекословно следовать им.

Многие педагоги убедились, что процесс изучения чрезвычайно личный, и общие правила складываются из конкретных успешных ситуаций, которые применимы в конкретных условиях.

И если мы оказываемся в другой окружающей среде, то вдруг замечаем, что успешная методика не работает или не даёт ожидаемого эффекта.

Но так уж устроен исследователь, что он ищет свой путь успеха, пытается обобщить свои достижения.

Судя по тому, что творится в мировом и отечественном образовании, все реформы образования основаны главным образом на догадках. Но не больше.

Защищаются десятки докторских и сотни кандидатских диссертаций. Однако реализация идей учёных-педагогов находится в обратной пропорциональной зависимости от их количества.

Тратятся сотни миллионов на образование, однако реальных успехов нет. Причина в том, что выделяемые средства используются лавинообразно, а иногда и бездумно.

Между тем, образование также вышло на коммерческую основу. То есть образование, как продукт, должно быть проверено также, как и другие коммерческие решения в другой сфере.

И государство, выделяя все больше и больше средств, требует  результативности. Правда, эти требования формулируются нечётко, часто меняются.

Однако ни одно, даже самое элитное, учебное заведение не гарантирует 100%-й результат.

И многие родители, вместе с государством, справедливо требуют от школы этих гарантий. Потому что они купили данные образовательные услуги .

Таким образом, здесь мы возвращаемся к качеству  обучения. Какой можно сделать вывод?

Качественное обучение невозможно без взаимной ответственности. 

Школа или отдельно взятый учитель берёт на себя ответственность НАУЧИТЬ.

Однако чаще всего мы обращаем внимание на то, что молодые люди, как правило, не берут на себя ответственность за свое обучение.

Да и современный учитель, задёрганный постоянно меняющимися требованиями, инструкциями и программами, не готов взять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за хорошее обучение.

Возможно, мои выводы пессимистичны. Однако, видя трудности, нам легче найти правильный путь.

 

 

Комментарии к “Будущее образования. Есть ли основания для уверенности?

  1. Людмила говорит:

    Здравствуйте! Всегда и с огромным удовольствием читаю, рекламирую своим педагогам и сама использую в работе материалы Вашего сайта. Но комментарий пишу впервые. Подпишусь под каждым словом вашей статьи, написала бы и свои «выстраданные наблюдения и выводы, в чем вижу причины глобальных проблем «практического» образования, но просто очень мало времени. Мне кажется «многия» проблемы приносит именно т.н. творчество педагогов, причем оно часто не от их желания, а от безысходности. Очень согласна с К.М. Ушаковым (http://direktor.ru /blog.htm?id=778). Вот здесь мне кажется как раз «собака и зарыта».
    С большим уважением к Вам. Спасибо за Ваш труд.
    Дай Вам Бог здоровья.
    Людмила, зам. директора по УВР

  2. Геннадий Петрович говорит:

    Абсолютно неверный вывод! Беда в том, что аспекты обучения неотделимы на практике. Большинство этого не понимают. Нельзя педагогический опыт отождествлять с опытом, например. работы на токарном станке. Основанием для уверенности могут быть числа, числовые закономерности. Но здесь опять проблемы: математика нередко пасует перед объектами живой природы, но это не умаляет ее возможностей.

  3. Людмила говорит:

    Даже спорить с Вами не буду. Если Вы учитель и если Вы «говорите с детьми » на таком! языке (как в данном комментарии), то я им просто сочувствую. Уверена, все их ошибки и «непонимания» Вы списываете на то, что Вы творческий человек, просто современные дети «совсем не хотят ничего учить».

Добавить комментарий для Геннадий Петрович Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.