Планирование статичных, динамичных и интерактивных элементов мультимедийной разработки

Elements

Работая над мультимедийным уроком и каждым его отдельным учебным эпизодом, учитель тщательно должен продумать не только композицию, размещение, но и функциональный характер элементов диосцены (подробнее в статье Принципы конструирования диосцены в мультимедийном занятии).

Статичный элемент в диосцене может иметь как вспомогательную, так и и основную функцию. Он размещается неподвижно и может служить первоначальной постановкой учебной задачи или основным информационным объектом данного учебного эпизода.

Сюда можно отнести следующие наглядные объекты:

Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

  • репродукции картин;
  • фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
  • учебные картины — специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
  • рисунки и аппликации.

Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

  • таблицы;
  • схемы;
  • блок-схемы
  • диаграммы;
  • графики;
  • карты;
  • картосхемы;
  • планшеты.

Предметная наглядность, которая включает:

  • музейные экспонаты;
  • макеты;
  • модели.

(классификация частично дана по книге Красновой Г.А., Беляева М.И., Соловова А.В. «Технологии создания электронных обучающих средств». М., МГИУ, 2001)

Динамичный элемент призван «оживить» статические изображения. Для этого разработчик использует эффекты анимации. Попытки придать некое ощущение движения, развитию воображения, мыслительной деятельности встречаются и  в статических изображениях.

Не зря в изобразительном искусстве и плакатной графике существует термин «динамический рисунок». В данном случае под динамическим рисунком подразумевалась серия изображений, объединённых смысловой последовательностью.

Однако именно мультимедийные технологии могут в полной мере реализовать дидактический замысел учителя, связанный с динамикой.

Не зря некоторые западные компании, выпускавшие бумажные учебные плакаты, в современных условиях переключились на издание электронных аналогов, использующих возможности информационных технологий.

Какие цели может преследовать автор мультимедийной разработки, использующий эффекты анимации? Прежде всего, динамический элемент отражает определённый процесс.

  • «порционную» подачу текстовой информации;
  • имитацию движения изображения;
  • имитацию динамики исторических сражений;
  • физические и химические процессы;
  • технологические процессы;
  • техническое конструирование;
  • природные явления;
  • социальные и политические явления;
  • события и т.д.

Интерактивный элемент диосцены выполняет функции управления, возможность манипулирования с объектами, вмешательство в определённые процессы. Можно выделить 4 уровня интерактивных элементов:

Условно-пассивный. От ученика (или учителя) требуется минимум действий для того, чтобы вызвать тот или иной содержательный фрагмент: чтение текста, просмотр изображений, прослушивание аудио и видеофрагментов.

Активный. Простые взаимодействия с образовательным ресурсом. Навигация, выбор отдельных объектов, изменение их размера и формы, управление в рамках разработки.

Деятельностный. Конструирование, изменение содержательных характеристик объекта. Установление иерархических связей и пр.

Исследовательский. Пути решения проблемной ситуации ученик выбирает сам. В учебной практике такие разработки встречаются крайне редко, т.к. требуют не просто интерактивности, а многовариантной поддержки, возможности импортировать, вставлять новые незапланированные ресурсы и т.д.

От разумного сочетания, структурирования статичных, динамичных и интерактивных элементов во многом зависит успешность мультимедийного занятия. Для мультимедийного урока не менее важна лаконичность всех трех элементов, чёткое определение адресата: кто пользователь данного элемента — ученик или учитель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.