В течение всего 11-го класса учащихся лихорадочно теребят представители вузов, колледжей, родственники, призывая к выбору профессии. Это порождает много сомнений, шараханий. И хотя бы один раз в течение последнего учебного года ученики меняют свои пристрастия к будущей профессии.
Что учитель может посоветовать?
Кроме него есть настойчивые рекомендации родителей, есть пример друзей. В последнее время на первый план выходит достойная зарплата в выбранной профессии. Это вполне оправдано.
Чаще всего я не брал на себя ответственность, чтобы посоветовать КЕМ СТАТЬ. Это очень ответственно. И в то же время следует предостеречь выпускников от возможных разочарований, иллюзий и мифов.
Миф первый. Высокую зарплату можно получать в сфере высоких технологий.
Действительно, программисты, представители сферы высоких технологий зачастую получают фантастические зарплаты. Но далеко не все. И в этой сфере есть большая дифференциация. К примеру, средняя зарплата программистов в России в прошлом 2017 году составляла 45 тыс. рублей в месяц. Но это средняя. А значит есть программисты, получающие значительно ниже. Особенно не в Москве, а в ряде областей России.
Возможно, в течение всей жизни наш выпускник так и останется в лучшем случае среднестатистическим представителем профессии.
Миф второй. Равные возможности мужчин и женщин.
В коридорах большинства вузов явно преобладают девушки. Даже там, где раньше они встречались крайне редко. Выпускницы стремятся реализовать себя в строительной отрасли, машиностроении, производственных сферах, IT. Однако в этих сферах по-прежнему предпочтение при приёме на работу и особенно назначение на руководящие должности отдаётся мужчинам.
Заработная плата женщин в России соответствует мировым тенденциям. Она ниже, чем у мужчин, на 30%.
Миф третий. Окончание престижного вуза обеспечит работу.
При поступлении наши бывшие школьники чаще всего ориентируются на престиж заведения и не думают о будущем трудоустройстве.
Результатом такого несерьёзного подхода является грядущая после окончания вуза безработица. Российские службы занятости ежегодно ставят на учёт около двух тысяч выпускников экономических колледжей и вузов по специальностям: охрана труда и промышленная безопасность, международное право, бурение скважин и многим другим.
Учащихся необходимо настроить на то, что в условиях современного общества полученных знаний после окончания даже самого престижного вуза порой недостаточно. Да и эти знания быстро устаревают. Молодой человек должен постоянно работать над собой, чтобы быть востребованным по данной специальности.
Социологи обращают внимание на то, что у современной молодёжи завышенные ожидания и часто ничем не обоснованные непомерные амбиции.
На уроках обществознания я часто обыгрывал с учениками ситуацию «Приём на работу», обращая внимание на все мелочи: внешний вид, манеру поведения. Скромность украшает человека не только в быту, но и на работе. Тем более, когда на этом пути осуществляются первые шаги.
И в то же время необходимо умело презентовать себя. Этому надо учиться.
Миф четвёртый. К выбору профессии необходимо приступать как можно раньше?
Безусловно, уже в раннем возрасте родители обращают внимание на наклонности, способности детей. В подростковом возрасте ученики проявляют заметные симпатии к тем или иным учебным предметам. Однако учителю необходимо убедить ученика в том, что профессий гораздо больше, чем учебных предметов.
Хорошее знание иностранного языка вовсе не должно предполагать поступление в соответствующий вуз. Зато после окончания технического вуза молодой специалист, владеющий одним или даже несколькими иностранными языками, порой высоко ценится.
Такая же ситуация возникает и с молодыми людьми, хорошо владеющими цифровыми технологиями и даже основами программирования.
Миф пятый. Работа по избранной специальности.
Тенденции современного общества таковы, что престиж той или иной профессии через определённое время меняется. После окончания вуза молодой человек может столкнуться с невостребованностью его специальности. Это предполагает его большую гибкость, изучение ещё в вузе непрофильных учебных дисциплин.
Молодой человек должен быть готов к освоению новой специальности.
Насколько часто выпускники прислушиваются к рекомендациям учителя?
Конечно же, авторитет педагога при выборе профессии связан с его статусом в обществе. К сожалению, в современных условиях он является представителем непрестижной профессии. И очень часто это влияет на выбор учащихся, несмотря даже на то, что они могут испытывать глубокие симпатии к своему учителю.
могу посоветовать обратиться к опыту школы 97 г Железногорск Красноярского края. Этот директор работает по-новому, дети получают профессию еще в школе