Возможен ли возврат к школе докарантинной эпохи? Стратегия нового учебного года

karantin

Пожалуй, вся страна следит за новостной лентой, связанной с образованием. Часто эти новости довольно противоречивы. Но одна перспектива, которая была почти немыслима всего несколько месяцев назад, вырисовывается довольно прозрачно: миллионы российских детей будут учиться с 1 сентября в весьма необычных условиях, и, возможно, этой осенью могут покинуть школьные здания и снова окунуться в удалёнку.

Большинство регионов нашей бескрайней страны провели лето в безумной спешке, разрабатывая, а затем отказываясь от планов возвращения в школьные здания, а затем снова возвращаясь к идее очного живого обучения. продумывая его стратегию и тактику. Нынешняя осень будет выглядеть по-другому, но в чем-то точно так же: различные регионы будут использовать разные подходы. И это нормально для нашей большой страны. Главное, чтобы учитель и дети были избавлены от излишнего администрирования. Чтобы учитывались специфические условия каждой школы, каждого населённого пункта, каждой семьи.

Некоторые дети будут получать ограниченное число часов живого обучения в неделю. Тут следует учесть, кто из учеников будет учиться очно, а кому можно доверить домашнее дистанционное обучение. В чем, кажется, все согласны, так это в том, что не хочется повторения весны.

Непредсказуемость того, как будет выглядеть этот учебный год, заставляет некоторых родителей задуматься о том, чтобы не приводить своих детей в первый класс. Другие родители, у которых двое и более детей, задумываются о том, как поделить пользование компьютером.  Безусловно, стоит всем задуматься о здоровьесберегающей составляющей. Чтобы дистанционное обучение не превратилось в много часовое сидение детей за компьютером для участия в онлайн уроках и выполнения хорошо подготовленных учителями учебных заданий.

До конца не ясно, как быть с детскими садами. Педагоги дошкольных образовательных учреждений в растерянности. Удалённое обучение и воспитание малышей, безусловно, выглядит нелепостью. Но искать какие-то дистанционные формы общения с детьми и их родителями, конечно, нужно.

После того, как пандемия стала наступать, и не совсем понятно было, сколько продлится это явление, школам была дана определённая свобода решать, как быть. Затем, когда первые недели четвёртой четверти превратили обучение ряде школ в хаос, началось принятие организационных мер. Политика выставления оценок была смягчена. Были приняты решения об отмене ЕГЭ в давно назначенные сроки. Продуманы процедуры выставления итоговых оценок, выдачи аттестатов и проведения вступительных экзаменов в вузы и колледжи.

Безусловно, дистанционное обучение стало головной болью и для руководителей образования всех уровней. Им трудно проследить качество обучения, своевременность выполнения распоряжений и рекомендаций.

Последние три месяца прошедшего учебного года были испытательным полигоном,  грандиозным экспериментом всего, что связано с дистанционным обучением. Учителя и администраторы анализируют, что сработало, что пошло не так, как хотелось, а что вообще провалилось. Но этот опыт был очень полезен, поскольку теперь многие из нас представляют путь, по которому надо идти дальше. Так или иначе всем необходимо оглянуться назад на весну 2020-го, чтобы спокойно проанализировать, что получилось, что нет. Обязательно прислушаться к учениками, особенно к их родителям. Принять все возможные меры, чтобы избежать тех ошибок, которые, конечно же, были.

Конечно, руководители от образования заинтересованы в сохранении уровней Федеральных государственных стандартов. А отсюда  можно сделать ряд выводов, каким представляется стратегия нового учебного года:

1.Преподаватели не должны обучать ниже требований стандартов, но, так или иначе, им придётся найти различные способы помочь ученикам достичь образовательных целей.

2. Качество взаимоотношений между учителями и учениками будет определять успешность дистанционного обучения. Мы можем обращаться к каким угодно образовательным платформам и цифровым инструментам. Но если не будет доверия к учителям, если ученики не увидят уверенности в действиях своего наставника, то образовательные цели не будут достигнуты. Так было и в режиме живого педагогического общения.

3. Многие ученики младших классов, дети с ограниченными возможностями здоровья, и ряда предметов (к примеру, предметы гуманитарного цикла), где требуется больше живого взаимодействия, безусловно, серьёзно пострадали весной. Учителя должны уделить приоритетное внимание этим категориям учеников, задуматься над тем, как эффективнее вовлечь их в образовательный процесс и сделать его более привлекательным.

4. Традиционные представления о лучших образовательных практиках (проектные методики, кейс-технологии, технологии сотрудничества и др.) было трудно адаптировать под дистанционное обучение. Но творческие учителя находят способы включить те цифровые инструменты, которые будут работать в их методиках.

5. Многие родители обеспокоены неравенством в доступе к основным образовательным цифровым платформам, а иногда в полном их отсутствии. Конечно, есть и другие беспокоящие обстоятельства. Многие предприятия, организации, учреждения открываются, и зачастую родители вынуждены оставлять дома детей одних. Отсюда возникает проблема занятости детей, их питания. Вероятно, эта проблема не будет устранена к осени. Другие родителя обеспокоены тем, что их дети не будут учиться так же основательно, как они могли бы учиться в школе в обычном режиме. Другие, наоборот, обеспокоены чрезмерной перегрузкой детей, когда они вынуждены часами сидеть за компьютером, выполняя задания учителей, вопреки всем нормам СанПина.

6. На мой взгляд, следует обратить особое внимание на начальную школу. Если появится возможность живого обучения детей с учётом требований Роспотребнадзора, то лучше в первую очередь посадить за парты малышей. Конечно же, требуется индивидуальный подход к малоимущим, многодетным семьям, где, по сути, не будет возможностей предоставить нормальные условия для дистанционной работы. Возможно, и для них необходимо в первую очередь открыть двери школы.

7. Необходимо разрабатывать различные форма смешанного обучения, в том числе предусмотреть обучение на природе.

8. В ряде регионов предусматривается живое обучение всего несколько часов в день, а  большую часть времени дети должны будут учиться самостоятельно. Это может привести к тому, что многие школы, чтобы не обременять себя дополнительными мерами изоляции между классами и пр. могут сократить количество обучаемых или вообще полностью перейти к дистанционному обучению. Такой шаг может стать ошибкой. То есть необходимо принять все меры к живому обучению.

9. Удалённое обучение осенью будет  намного сложнее, чем весной, так как в первую очередь ученикам необходимо изучать новый учебный материал. Это следует учитывать продумывая стратегию обучения.

10. Если школы не будут беспокоиться о качестве обучения, они рискуют тем, что семьи с большими доходами просто заберут своих детей или в другие школы или будут нанимать репетиторов. Это опять отразится на неравенстве в обучении, на разрыве между детьми из обеспеченных и малоимущих семей.

11. Очень важно обратить внимание на укрепление доверия родителей учеников. Когда в марте стали закрываться школы, важность взаимоотношений, которые выстроило образовательное учреждение, каждый классный руководитель, каждый учитель и воспитатель детского сада, внезапно возросла. Некоторые родители наших учеников потеряли работу, нуждаются в помощи. Попытайтесь предусмотреть все обстоятельства и постарайтесь в меру своих сил помочь этим семьям.

12. В начале нового учебного года многие ученики не будут знать своих новых учителей. Подумайте о тех формах возможного общения, укрепления взаимоотношений, чтобы убрать ожидаемый дискомфорт в дистанционном обучении таких учащихся.

Пришло время взять всё, что мы знаем о дистанционном обучении и применить его. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.