Проблемы воспитательных целей урока решаются непросто. Именно здесь максимально проявляется формализм при подготовке учителя к уроку. Как можно за один урок «воспитать», например, патриота или привить любовь к прекрасному и т.д.?
Триединая (или комплексная) дидактическая цель (ТДЦ) урока стала предметом критики многих разработчиков образоватеьных технологий. К примеру, М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев считают, что «такое привычное для практики разделение целей является искусственным и малосодержательным, поскольку немногие люди действительно ощущают различия в целях воспитания и развития.
В большинстве случаев на практике это разграничение проходит на уровне выбора глаголов «формировать» или «развивать» эстетический вкус школьников» (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003. С. 54)
Ничто, кроме раздражения, не вызывает необходимость постановки воспитательных целей урока и у признанного авторитета в практической педагогике В.Ф. Шаталова:
«Уже само сочетание формулировок учебных и воспитательных целей урока часто звучит искусственно, нарочито, а подчас и дискредитирует большие и значимые для нас явления и понятия… Единая стратегия воспитания и обучения заложена в самой системе работы, а частности — результат профессиональной подготовки и практических навыков педагога» (В.Ф. Шаталов. Из опыта экспериментальной работы// http://www.lib.ru/)
Список критиков триединой дидактической цели (ТДЦ) можно продолжить.
Педагогическая наука остается в неоплатном долгу перед педагогической практикой. Налицо однобокий подход к проблеме целеполагания: детально разработаны технологические аспекты целей обучения, и в то же время до сих пор недостаточно изучены проблемы практического целеполагания в сфере воспитания и развития.
Обучение, воспитание и развитие, слитые в единый процесс, обладают различным уровнем технологизации. Если обучение можно технологизировать почти полном объеме, то развитие и воспитание – лишь частично.
Это противоречие взаимовлияющих компонентов образовательного процесса существенно влияет на эффективность внедрения инновационных технологий и систем в практику массовой школы.
Воспитание и развитие – непрерывный процесс, который происходит независимо от того, прикладывает педагог усилия или нет. От учителя зависит насколько управляем будет этот процесс. В отличие от воспитательных и развивающих целей обучение характеризуется прерывистостью (что даже полезно!), вполне определенными не только качественными, но и количественными показателями.
Нередко учитель стремится формировать новые развивающие и воспитательные аспекты ТДЦ к каждому уроку, забывая, что развитие и воспитание ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения, что самостоятельность воспитания и развития очень относительна и что они осуществляются в значительной мере как результат правильно организованного обучения.
Отсюда следует, что один и тот же воспитательный и особенно развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Многие педагоги невольно остаются в плену содержания своего предмета забывая, что воспитательные и развивающие цели являются системообразующими по отношению к целям-задачам обучения.
В отличие от целей обучения воспитательные и развивающие цели вовсе не обязательно (и даже некорректно) объявлять ученикам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из урока в урок реализовывать в повседневной практике учитель.
Гуманизация школьного образования предполагает другую иерархию целей учебно-воспитательного процесса на уроке. Если прежде приоритет всегда отдавался образовательным целям, то сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Обучения без воспитания не бывает. Воспитание — это нервная система образования.
Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог решает различные воспитательные задачи.
А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
Мы подошли к ключевому вопросу наших рассуждений: формулированию воспитательных целей и задач. Воспитание любого качества, любой черты характера должно проходить через следующие стадии: возбуждение — побуждение (подкрепление) — генерализация (С. Л. Рубинштейн).
Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение:
- вызвать заинтересованность в …,
- пробудить любознательность;
- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в … и т. п.
Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся.
Для того, чтобы их воспитывать, содержание учебной дисциплины должно быть соответствующим образом подготовлено, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через достижение воспитательных целей.
Знания без мотивации их применения могут иметь место (и этим страдает наша школа!), но целенаправленной деятельности даже у самых способных учеников без мотивации не бывает.
Еще сложнее решается вопрос с формулированием воспитательных задач. Говоря о том, что результат педагогического воздействие проявляется в действиях учеников, воспитательная задача должна быть сформулирована так, чтобы ученик показал свое отношение к оказанному на него внешнему эмоциональному нажиму.
На уроке мы можем достичь желаемого в воспитательной области через реальные и вполне проверяемые эмоции.
Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если он ведет урок и видит пустые глаза учеников, значит урок проходит зря. Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы определенные показатели ее решения.
Один из таких показателей нравственный выбор учащегося при постановке учителем учебно-воспитательной задачи.
Уважаемый Георгий Осипович! Огромное спасибо за статью. Заказала Вашу брошюру » Технология целеполагания урока». Уверена на всю 1000, что найду ответы на все свои вопросы по этой теме. Ещё раз большое человеческое спасибо за Ваш ТРУД!!!
Со всем вышеизложенным согласна. Спасибо за статью! Формулировка воспитательных целей мною будет использована( это точно)!
Спасибо!! Вы мне помогли !!
Отличная статья! Именно та информация, которая мне нужна!!!