Несмотря на негативное отношение к ЕГЭ, не стоит отбрасывать использование тестов, как эффективный обучающий инструмент. Использование мультимедийных технологий требует соответствующей визуализации тестовых заданий.
Помимо тестов на соответствие, о которых писалось ранее, весьма привлекательно можно организовать и тесты на восстановление последовательности. К сожалению, большинство конструкторов тестов недостаточно использует изображение как элемент теста. Между тем, усиление наглядности может повлиять не только на качество заданий, но и на увеличение числа их вариантов.
Задания на восстановление последовательности (порядка) применяются в тестерах гораздо реже, чем альтернативные тесты или тесты на исключение лишнего.
Хотя мы имеем дело с качественно более глубокой системой проверки, обладающей возможностями не только репродукции знаний, но и выполнения более сложных логических операций.
Преимуществами подобных тестов является лаконичность и оперативность контроля.
Такие учебные задания можно организовать в любой предметной области.
Тест на восстановление последовательности — это особым образом организованное учебное задание, где от учащегося требуется восстановление
- алгоритма операций;
- последовательности действий;
- последовательности событий, явлений;
- иерархии объектов, их ранжирование;
- упорядочивание элементов (от большего к меньшему (или наоборот), в алфавитном, хронологическом порядке и т.п.
Для таких тестов необходима чёткая и лаконичная инструкция:
- какие действия ученику необходимо выполнить,
- в каком порядке разместить объекты.
Цель визуализации подобных заданий в их использовании не только за отдельным ПК, но и на интерактивной доске.
Рассмотрим различные варианты тестов последовательности.
Тест на восстановление последовательности временных событий.
Тесты порядка, восстановления последовательности можно создать в среде PowerPoint, если умело воспользоваться такими инструментами интерактивности, как триггеры и гиперссылки.
Для усиления наглядности данного теста необходим инструмент перетаскивания объектов.
Однако макрос DragandDrop в среде PowerPoint в данном случае применить не вполне уместно.
Для этого есть готовые конструкторы тестов. В частности часто упоминаемый конструктор от компании iSpring.
Впрочем, вооруженный конструктором учитель будет ограничен его программными возможностями. Если отказаться от идеи перетаскивания объектов, такое же задание с помощью PowerPoint можно сопроводить дополнительной интерактивностью и наглядностью.
Интерактивные тесты на восстановление последовательности можно усложнить дополнительными заданиями развивающего характера. В приведенном ниже примере учащимся необходимо провести дополнительные умственные операции, прежде чем приступить к восстановлению последовательности.
В каждой предметной области можно найти оригинальные варианты данного вида тестов. К примеру, в программно-методическом комплексе «Учимся говорить правильно» был создан ряд таких заданий.
Это задание на развитие связной речи. Прослушав рассказ, дети должны последовательно расставить картинки.
В начальной школе восстановление порядка действий часто доставляет определенные трудности у учащихся.
Ниже приведенное учебное задание способствует развитию у ребят концентрации внимания, запоминанию ключевых слов.
Как видим, линия тестов на восстановление последовательности разнообразна. Все зависит от специфики предмета и от фантазии учителя.
Спасибо огромное. Просто замечательно. Обязательно попробую.
Очень интересно, спасибо!