Безусловно, лучше иметь в наличии традиционные реальные лаборатории в образовательных учреждениях. Однако на деле современные физические, биологические и химические лаборатории во многом ограничены в средствах. Тем более, школа безнадёжно отстаёт от передовой науки и не располагает современным лабораторным оборудованием.
А если и есть такие фрагментарные средства, то их катастрофически не хватает, чтобы каждый школьник мог свободно экспериментировать и не быть ограниченным во времени.
Кроме того, новая эпоха требует необычных подходов, экспериментов на стыке наук. Талантливые ученики в ходе своей исследовательской работы часто нуждаются в квалифицированных консультациях ведущих учёных.
Одним из наиболее эффективных путей совершенствования экспериментальной работы учащихся являются виртуальные лаборатории на базе ведущих мировых вузов. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают ощущение реальной лабораторной среды и «погружения» в эксперимент.
Ученик имитирует основные рабочие процедуры, которые он производил бы в настоящей лаборатории. Во время эксперимента, он может сохранять и редактировать необходимые для него данные.
Эффективно работают виртуальные лаборатории проекта АЛЬФА, которые сосредоточены в ресурсном центре физических наук США. Эксперименты по голографии, лазерной оптике, кристаллографии и т.д. проводятся в сопровождении опытных преподавателей ведущих университетов США.
Удалённая лаборатория динамических систем технологического института Стивенса в настоящее время проводит ряд экспериментов с линейными динамическими системами первого и второго порядка. В экспериментах может участвовать любой желающий, имеющий доступ в Интернет.
Институт жидких кристаллов при Кентском государственном университете консолидировал усилия учёных-физиков разных стран, широко поощрял участие в виртуальных экспериментах студентов и школьников.
В этих и других виртуальных лабораториях рассматриваются проблемы передовой физической науки.
Ученики, погрузившись в эксперимент, чувствуют себя исследователями.
Для эффективной работы виртуальной лаборатории необходимы следующие условия:
- Наличие реальной лаборатории с адекватным экспериментальным оборудованием, инструментами контроля, различных измерений, сбора данных и анализа .
- Программное обеспечение, обладающее универсальностью и интерактивностью с хорошим графическим интерфейсом.
- Гибкость экспериментальных исследований и сбора данных. Это важное требование для виртуальной лаборатории, которое поможет обеспечить объективность выводов.
- Хранение данных. В совокупности экспериментальные данные могут занять много места, что требует большой ёмкости для хранения и управления данными. Причём, эти данные могут быть разного качества, чтобы учащийся мог сравнить свои данные, полученные в ходе виртуального эксперимента с результатами других экспериментаторов.
- Наличие команды специалистов: программистов, обеспечивающих высокий уровень виртуализации, и специалистов, хорошо знакомых с методикой экспериментальной деятельности.
- Интерактивность. Постоянная связь с участниками эксперимента.
- Разработка этапов эксперимента. Это требует больших усилий, т.к. весьма сложно управлять лабораторной работой на расстоянии.
- Методическое сопровождение. Виртуальная лаборатория должна располагать большим справочным аппаратом, чтобы на любом этапе эксперимента ученик мог найти необходимую ему информацию, получить квалифицированную консультацию специалиста. Конечно, существенным является и подведение итогов эксперимента.
Как видим, виртуальные лаборатории могут дать вполне реальные результаты учебной деятельности, которые могут проявиться в появлении новых талантов.
В статье использованы материалы сотрудников Индийского технологического института Гувахати Раджива Тивари и Хивалана Сингха, опубликованные в журнале «Образовательные техологии» (Австралия).