Источник VENGAGE
Проведя вчера (21 декабря) вебинар, я обещал участникам разместить материалы, не вошедшие в презентацию. Спешу разместить их в этой статье. Уверен, что она будет интересна всем, кто интересуется образовательной инфографикой.
Данная тема не раз поднималась в педагогическом сообществе. Однако часто происходит подмена понятий. Понимание инфографики трактуется слишком широко. Часто за инфографику выдают плакаты, анимированные образовательные ролики.
К примеру, есть упоминания о «инфографике-инструкции», «бизнес-инфографике», «инфографике-рекламе», «инфографике-презентации». А если помножить это на безграмотность таких неудачных популяризаторов, то в итоге останется одна мешанина. К примеру, этот же источник пишет о «статичной инфографике», хотя передаёт смысл, который закладывается в статистическую инфографику.
Данная статья является обобщением того материала, который я нашёл в отечественных и зарубежных источниках. В них идёт речь, как правило, о инфографике вообще. Поэтому мы каждый раз будем примерять тот или иной вид на наши образовательные цели. И не забывая о том, что
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОГРАФИКА — это визуальное представление учебного материала, новых знаний, которые не требуют дополнительных комментариев. Она представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, находить дополнительные смыслы, анализировать и делать собственные выводы.
Итак, давайте рассмотрим виды инфографики.
1.Статистическая инфографика
Люди любят статистику. Хорошая статистика может быть мощным оружием для доказательства своей правоты. Часто она гораздо убедительнее пространных текстов и ссылок на авторитеты. Статистика заставляет задуматься о проблеме или ее решении. Она позволяет учителю дать мощный толчок для размышлений учащихся. А самим ученикам статистические данные помогают, к примеру, представить убедительно и доказательно свой исследовательский проект.
Но чтобы заставить учеников остановиться и обратить внимание на статистику, нужно представить её максимально привлекательным визуальным способом. В этом и предназначение инфографики.
2. информационная инфографика
Она идеально подходит в том случае, если вы хотите чётко представить новый учебный материал или дать обзор предстоящей большой темы.
Как правило, информационная инфографика делится на разделы со специальными заголовками. Нумерация каждого раздела поможет структурировать информационный поток.
Но вовсе не обязательно следовать хронологическому порядку. Если вы представляете целую коллекцию равноположенных описаний или фактов, которые не имеют порядка, то можете выбрать круговой макет, змейку, ввести разные цветовые блоки и другие дизайнерские трюки.
Безусловно, информационная инфографика тоже должна быть хорошо структурирована.
- Дайте каждому разделу описательный Заголовок, чтобы было понятно, о чём идёт речь.
- Пронумеруйте свои разделы, чтобы выстроить информационный поток в нужном направлении.
- Чередуйте различные цвета, типы визуальных эффектов и направления, чтобы удерживать внимание учеников.
- Иллюстрируйте понятия, используя значки, пиктограммы и изображения.
3. Лента времени
Очень важно воспитывать в учениках чувство временнóго пространства. Визуальное представление в виде инфографики может помочь ученикам создать более чёткое представление о времени. Визуальные эффекты, такие как линии, значки, фотографии и этикетки, помогают выделять и объяснять точки во времени.
Используемый вами визуальный эффект поможет показать прогрессию времени. Для этого можно использовать цветовой дизайн. Изменение цвета по ходу представляемой ленты времени поможет создать впечатление движения из прошлого в настоящее. Чередование различных цветов для каждой точки во времени также задерживает внимание ученика на ленте времени.
- Используйте центральную линию для подключения различных точек во времени.
- Полужирным контрастным шрифтом выделите год или название каждого события.
- Проиллюстрируйте каждый момент времени с помощью простой иконки.
- Если необходимо, предоставьте краткое описание для каждого момента времени.
4. процесс
В то время как лента времени будет выделять моменты времени, процесс, инфографики идеально подходит для описания этапов какого-то процесса, операции. В данном случае мы представляем некий алгоритм.
Инфографическое отражение процесса позволит упростить и акцентировать внимание на каждом шаге. Большинство инфографики процесса следуют прямолинейному потоку сверху вниз или слева направо. Нумерация шагов обязательна, чтобы следовать логике процесса.
Используйте различные цвета для заголовков каждого шага. Чтобы помочь представленному информационному потоку, используйте элементы управления, к примеру, направленные сигналы , такие как стрелки, линии и другие фигуры, которые направляют наше зрение в определенном направлении.
Если у вас есть много шагов для описания процесса, попробуйте использовать в макете «змейку». В основном, ваши шаги будут идти назад и вперед по всей странице в S-образной форме. Это поможет вам сэкономить место. Или, как в представленной выше инфографике, разместите шаги по дуге.
Итак, для подготовки инфографики процесса нам необходимо соблюдать следующие требования:
- Обозначить номер каждого шага
- Используйте s-образный макет, чтобы разместить много шагов на одной странице.
- Используйте визуальные подсказки, к примеру, стрелки, чтобы указать, где ученик должен остановить свой взгляд.
- Напишите свои заголовки другим шрифтом или другим цветом, чтобы помочь им выделиться.
5. Географическая инфографика
Если вы хотите визуализировать данные, основанные на местоположении, демографические данные или экономическую статистику, то вариант географической инфографики будет наиболее удачным.
В такой инфографике карты используются как подложка, на которой размещаются различные типы диаграмм с данными. Географическую инфографику также можно использовать для сравнения данных по регионам или демографическим группам. Вы можете сделать это путем размещения нескольких карт или выделив регионы по цветам.
Если вы хотите просто указать точное местоположение на карте, используйте значки и краткие метки.
6. сравнительная инфографика.
Это очень эффективная инфографика для того, чтобы сравнить несколько вариантов событий, явлений, личностей. Беспристрастность такого сравнения должна быть обеспечена достаточной базой данных. Ученики могут сами сделать выводы, отдавать предпочтение.
Как правило, инфографика сравнения делится по центру вертикально или горизонтально, по одной опции на каждой стороне.
Используйте контрастные цвета , чтобы было легко различить два варианта. Вы также можете использовать более яркий, более привлекательный цвет, чтобы подчеркнуть тот вариант, на который ученики должны обратить внимание. Это, как правило, новая учебная информация, которая даётся в сравнении.
Если вы хотите сравнить более двух позиций, то разделение макета инфографики пополам не будет работать. Вместо этого можно разделить макет на несколько столбцов.
7. иерархическая инфографика
Иерархическая инфографика может организовать информационный поток от наибольшего к наименьшему. Или наоборот
Одним из известных примеров этого является пирамида, визуализирующая иерархию потребностей Маслоу. Самые важные потребности человечества в основании пирамиды, восходящие к наименее важным потребностям человечества в самом маленьком сегменте на вершине.
Вот одно из изображений 19 века, которое по праву может называться инфографикой.
Чтобы визуализировать последовательность в иерархии или показать, как и что именно разбивается на части, очень часть используют блок-схемы.
8. список
Если вы хотите перечислить причины того или иного явления или события, ввести список фактов, примеров, то такой вариант легче всего выполнить данным видом инфографики.
Обычно инфографические шаблоны списков довольно просты. Их цель состоит в том, чтобы сделать списки более привлекательными. Визуальные эффекты, такие как значки, могут заменить пункты. Креативные шрифты и цвета выделяют каждый элемент списка.
Нумерация точек в вашем списке поможет вашему информационному потоку. Хотя вместо номеров в макете можно использовать различные цветные иконки. Если ваше содержимое является списком, это вовсе не означает, что вы должны следовать основному макету сверху вниз.
Напрягите свою фантазию, чтобы акцентировать внимание на точки в вашем списке. Используйте так называемые «яркие пятна», чтобы привлечь внимание учеников.
Ключевые требования к инфографике списка:
- Чтобы обеспечить последовательность потока информации, пронумеруйте точки в списке.
- Замените точки маркера значками, чтобы проиллюстрировать свои точки.
- Измените цвет шрифтов, фонов или иконок в каждой точке, чтобы ваш дизайн был привлекательным.
- Попробуйте нетрадиционные макеты, такие как S-образные макеты или круговые макеты.
9. Резюме
К сожалению, я не нашёл пример из образовательной области. Но такой вид инфографики можно использовать для составления резюме видной исторической личности, видного учёного, самопрезентации участников конкурсов. Или участников какого-либо исследовательского проекта.
В принципе такой вид инфографики можно использовать на уроках обществознания или на классных часах, когда мы готовим учеников к будущей взрослой жизни. Они должны научиться, что в условиях перенасыщенного рынка труда необходимо искать необычные, творческие способы представить себя будущему работодателю. И в этом случае инфографика-резюме гораздо легче воспринимается, чем простой текст.
В большинстве случаев инфографическое резюме не может полностью заменить традиционное письменное резюме. Но это отличный вариант, чтобы привлечь внимание к себе. Разместить его в своём портфолио, разместить в своём блоге или сайте. Такая инфографика заставит руководителя задуматься об успехах, достижениях, потенциальных возможностях кандидата на вакантную должность.
Безусловно, в инфографическом резюме большое значение имеют фон или декоративные элементы, которые отражают характер описываемой личности.
_________________________________________________________
С помощью этих 9-ти основных типов инфографики, вы сможете визуализировать абсолютное большинство учебной информации.
Главное, знать алгоритм подготовки учебной инфографики. Впрочем, об этих шагах мы подробно говорили на вебинаре.
Спасибо огромное!!!!! Очень чётко и ясно, загорелась желанием создать свои варианты инфографики! Жаль, что не смогла быть на вебинаре. Запись будет доступна по ссылке?
Спасибо, за очень полезную информацию.
Спасибо. Все понятно, четко и интересно.
Спасибо за полезную информацию