Творчество. Мышление или талант?

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя. 

Г. Галилей

 

3d human illusionist make tricks with magic hat

Давно терзался мыслью, что часто наше педагогическое наукообразие заводит в тупик при обращении к конкретной учебной проблеме. В последнее время много говорится о развитии творческих способностей учащихся. Но насколько всё понятно и прозрачно на практике? Как на самом деле обстоит дело?

Итак, что такое Творчество? В зависимости от того или иного справочника, той или иной энциклопедии, вы можете получить до 10-ти различных определений, начиная от создания чего-то нового, оригинального и уникального, до понимания творчества как проявления талантливости. 

Обратите внимание. Когда говорят о «творческих профессиях», подразумевают, прежде всего,  культуру и искусство.

Именно такие определения могут огорчить, потому что они делают творчество недоступным для большинства людей.

Творчество — это мышление

Мне больше импонирует понимание творчества как способа мышления. Именно созданием условий для организации творческого мышления занимается современный педагог.

Как мы развиваем творческое мышление?

На практике! 

И как можно чаще учитель должен создавать такие педагогические, часто парадоксальные, ситуации для выхода ученика на творчество, на поиск оригинальных нестандартных решений. 

К сожалению, современная образовательная система в условиях формального отношения к Федеральным стандартам и натаскивания к ЕГЭ не предполагает создания условий для творческого мышления.

Многим учителям известна любопытная и поучительная история, рассказанная Эрнестом Резерфордом о Нильсе Боре в бытность его учёбы.

Кто не читал, почитайте:

Измерение высоты здания с помощью барометра.

bor

Откровенно говоря, я смеялся до коликов над изощрёнными и остроумными вариантами решения набившей оскомину физической задачи.

Но вот главный вывод:

Э. Резерфорд: «Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления».

Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Не играем ли мы в развитие творческого мышления, наряду с этим загоняя учеников в жёсткие стандарты и решение типовых заданий ЕГЭ?

Глядя на творчество как проблему или процесс решения головоломок, решения, на первый взгляд, безвыходных ситуаций, мы можем разработать новый способ мышления, который заставляет  ум наших учеников трудиться, придумывать нетрадиционные способы решения банальных ситуаций.

Ошибка ложного пути

Хотя у учителей может не хватить терпения для пятой или пятидесятой попытки учеников решить проблему, нам все же важно научить их пониманию неудачи как личностного роста и получения бесценного опыта обучения. И обязательного выхода на практику. Проверить, почему не получилось. А если получилось, каков эффект от полученного результата.

Сопережевание — ключ к успеху ученика

Мы много, слишком много, говорим о проектной деятельности учащихся. Многие учителя, подводя итоги, выступают как эксперты представленных проектов. Часто это довольно скучный процесс.

На мой взгляд, гораздо интереснее взглянуть на ученика, наполненного запутанными и неполными идеями, не отвергнуть с ходу иногда абсурдные предложения, помочь ему превратить их в чёткое решение, конкретный продукт или оригинальное решение проблемы, с которой он столкнулся.

Один из моих учеников рассказал, как его пригласили на собеседование в одну из крупных компаний, в которой он мечтал работать.

Беседа продолжалась полтора часа. В результате вердикт был следующим: «Ну, мы видим, что Вы ничего не знаете. Но каждый раз Вы стремились найти верное решение. Оригинально рассуждали. МЫ ВАС БЕРЁМ!»

Успех вышеупомянутого сценария коренится в эмпатии (сопережевании).

К сожалению, многие учителя склонны определять эмпатию, как понимание наших учеников. Этого крайне мало! Понятие эмпатии гораздо шире. Учитель не только понимает учеников, но и понимает их учебные проблемы, больше того, создаёт их, создаёт условия для приобретения учениками опыта. А не просто показать, что учитель знает ЧТО и КАК лучше.

Создание ситуации сотрудничества

Все знакомы с классическим сценарием группового проекта. Один ученик выполняет всю работу, другой эпизодически делает вид, а третий появляется уже на защите проекта и так же получает хорошую оценку.

Причиной такой ситуации является то, что мы в целом поощряем «совместный» опыт обучения в классе, где основной задачей является конечный продукт, а не тот опыт творческого роста, который способствует работе группы, их личностным изменениям.

Совместное обучение — это совершенно другое. В классе мы должны помогать учащимся находить и развивать свои пристрастия и таланты, генерировать идеи, конструктивно обсуждать их, а также формировать отношения, которые возникают при решении проектных задач.

И от этих достижений учащихся учитель получит гораздо больше морального удовлетворения.

 

 

 

 

Комментарии к “Творчество. Мышление или талант?

  1. Ирина говорит:

    Как трудно самому быть творческим учителем, когда опыт говорит: «Ну, чего там придумывать, когда и так получается!»; когда рутина и «писанина» заедает, когда не всегда хватает задора или ума. Летом, отдохнув от всего, проветрив голову, так хочется творить и вести за собой. Хочется сохранить этот настрой на подольше=))

  2. Елена говорит:

    Спасибо за поднятую проблему творчества и мышления. Действительно, без творческого учителя не будет творческих учеников.
    Здесь хотелось бы услышать ваше мнение о таком методе, как сторителлинг в образовании и его возможностях, перспективах.

  3. Елена говорит:

    Почему я здесь вспомнила про сторителлинг, наверно можно и про ТРИЗ, межпредметные связи и т.д., да Вы так мастерски привели историю с барометром, что любому захочется попробовать придумать свой способ измерить высоту здания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.