Существуют ли нормы СанПина по использованию интерактивной доски?

sanpin

Горячее обсуждение СанПиновских норм при использовании электронного оборудования нового поколения идёт в педагогическом сообществе уже несколько лет. В адрес Дидактора не раз поступали возмущённые отзывы о самоуправстве, неординарных решениях местных руководителей.

Однако корень зла заключается не столько в правовой безграмотности того или иного чиновника, а в том, что до сих пор интерактивные доски и другие электронные средства обучения фактически оказались вне зоны СанПина.

Результаты анализа нормативных документов

Мало что прояснил новый СанПиН 2.4.2.2821-10, принятый 29 декабря 2010 г.

Касательно интерактивной доски, юристы ссылаются на пункт 5.7, где среди прочих типов школьных досок упоминается:

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

punkt

При всём уважении к авторитету в области образовательного права профессору Е.Л. Болотовой, её комментарии по этому вопросу отнюдь не убедительны, и больше выглядят на манипулирование нормативными документами.

bolotova

Её ссылка на Перечень и технические требования к интерактивному аппаратно-программному комплексу для общеобразовательных учреждений не является корректной, т.к. перечисленные характеристики абсолютно не затрагивают гигиченических норм.

Последний убийственный аргумент в руках юристов — это САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», где интерактивная доска, хотя и не упоминается, но причисляется толкователями этого документа к устройствам  отображения  информации  (видеодисплейные  терминалы (ВДТ) всех типов).

Удивительным образом этот документ не был упразднён наряду с СанПиН 2.4.2.1178-02, хотя был принят фактически одновременно.

Исходя из этого документа,

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

  • для обучающихся в I — IV классах — 15 мин.;
  • для обучающихся в V — VII классах — 20 мин.;
  • для обучающихся в VIII — IX классах — 25 мин.;
  • для обучающихся в X — XI классах на первом часу учебных занятий — 30 мин., на втором — 20 мин.

Вердикт Е.Л. Болотовой следующий:

Таким образом, Вы можете применять оборудование с ПЭВМ каждый день только на 1 уроке и не более 15 минут. Не надо забывать, что кроме доски детям еще приходится сосредоточенно смотреть в тетради и книжки. И это тоже серьезная нагрузка на глаза.

Однако самое удивительное другое.

Я несколько раз пролистал опубликованный в 2003 году СанПиновский документ, но не нашел данных рекомендаций.

Оказывается цитируемое многими приложение 7 носит статус рекомендованного и на регистрацию в Минюст РФ не представлялось!

Поэтому и требовать его обязательного исполнения нельзя.

Убийственно выглядит в разделе 4 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста» пункт 4.16:

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

Получается, если мы приравниваем интерактивную доску к видеодисплейному терминалу, то от неё вообще следует отказаться. ПАРАДОКС!

Безусловно, необходимы какие-то нормативы, ограничения. Но реально обоснованные, доказуемые. Однако мы не имеем серьёзных научных исследований по современной школьной гигиене. Решения, как правило,  принимаются по наитию и часто не безгрешные. А на данный момент решений как таковых НЕТ.

Итак, подведем итоги.

  1. Использование интерактивной доски в образовательной деятельности требует новых подходов. И они должны основываться на определённой нормативной базе, а не толковаться как кому вздумается.
  2. Без сомнения, нельзя приравнивать работу с интерактивной доской или большим экраном к индивидуальной работе за персональным компьютером. Налицо совершенно другая форма образовательной деятельности с совершенно другими физиологическими условиями.

Комментарии к “Существуют ли нормы СанПина по использованию интерактивной доски?

  1. Чулихина Елена Александровна говорит:

    В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
    «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» в приложении (таблица 5) «Продолжительность НЕПРЕРЫВНОГО применения технических средств обучения на уроках) есть графы «Просмотр статических (динамических) изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения», к ним и относятся ИД. В этой таблице даны временные промежутки НЕПРЕРЫВНОГО (ключевое слово) использования оных для каждой возрастной группы. Логически рассуждая, можно, например, в 1 классе 10-15 минут работать с ИД, затем с учебником, тетрадью, или устно, а затем снова работать с ИД?
    Не понимаю, откуда вытекает вердикт г-жи Болотовой о том, что «…Вы можете применять оборудование с ПЭВМ каждый день только на 1 уроке и не более 15 минут…». Зачем тогда в названии таблицы присутствует слово «НЕПРЕРЫВНОЕ»?

  2. Ирина Кононова говорит:

    Для детей дошкольного возраста: «Какое расстояние от интерактивной доски до первого ряда, сидящих детей?»

  3. Анастасия говорит:

    У моей дочери прогрессирующая близорукость. При использовании в классе ИД , к концу школы она либо станет инвалидом по зрению, либо напрочь лишится общения со сверстниками, перейдя на домашнее образование. Решение о введении этого устройства как обязательного в учебном процессе для нас — КАТАСТРОФА!!!!

  4. Дмитрий говорит:

    Кто никто застрелит того дебила кто ввел эти электронные доски? У нас учителя уже забыли как мел держать. К 3 — му классу три четверти класса в очках. После школы глаза красные всегда. Зашибись.
    В других странах это сочли бы угрозой национальной безопасности.

    • Елена говорит:

      Доска — это всего лишь инструмент!
      и не надо так ругаться, пожалуйста.
      Например, кисть и краски тоже инструменты. Один с их помощью напишет шедевр, которым будут восхищаться столетия. а другой только забор может испортить.

      • Аноним говорит:

        Какая глупость! Это инструмент, который несовместим с детским здоровьем (в отличие от кисти). К тому же, инструмент некачественный и не соответствующий технике безопасности. Это я Вам говорю как художник, продвинутый интернет-дизайнер и мама ребёнка с проблемным зрением. Я потратила несколько месяцев для досконального изучения вопроса. ЭД — зло! И это Вам любой честный офтальмолог подтвердит. И эксперт ОБЖ.

    • Наталья говорит:

      На самом деле, это ужас ЭД. Не знаем что делать. Зрение становится плохим. !!!! Хотя в семье у всех прекрасное зрение!!!

  5. Аноним говорит:

    А вы спросите у детей с последних парт или даже середины, видно ли им что показывает учитель на листе формата А 4.
    Я училась в советской школе,именно там начались проблемы со зрением. Тяжело разбирать почерк учителя на доске, а картинки… я молчу.
    21 век на дворе!!! Оборудование значительно облегчает процесс подготовки, огромный спектр материала. Эстетика, нужный размер…!!!

  6. Аноним говорит:

    Никто не спорит, что 21 век на дворе. ИД — неоценимый помощник в обучении. Но ищем золотую середину. Я сама учитель, у меня глаза болят и лицо «горит» после использования телевизора в классе! На каждом уроке этого делать, действительно, не следует, перерывы обязательны! Но как же хорошо, когда это оборудование в классе есть!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.