Социально-эмоциональное обучение. Новая технология?

pervoklassnica-za-partoi 8

В последние годы научно-педагогическая общественность России всё больше придаёт значение технологии социально-эмоционального обучения (SEL). Проводятся научно-практические конференции на эту тему, приглашаются зарубежные специалисты для проведения семинаров. мастер-классов и тренингов. Безусловно, даже само название вызовет интерес учителей-практиков. И, конечно же, интересуют особенности и актуальность данной технологии.

что означает СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОе ОБУЧЕНИе?

Социально-эмоциональным обучением (SEL) принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих  сложных жизненных ситуаций,

Если коротко, это касается формированиянавыков управления собой, позитивного отношения к другим и принятия ответственных решений.

КЛЮЧЕВЫЕ направления формирования СОЦИАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

8S0B9494-230

Один из создателей SEL Давиде Антоньяцца выделяет  пять взаимосвязанных наборов когнитивных, аффективных и поведенческих компетенций, и они объединяются в пять ключевых областей социальных и эмоциональных навыков.

Самосознание Идентификация и распознавание эмоций
Точное самовосприятие
Признавая сильные стороны, потребности и ценности
Самоэффективность
Духовность
Общественное признание Перспектива
сопереживание
Признание разнообразия
Уважение к другим
Самоуправление

 

Основные ПРИНЦИПЫ социально-эмоционального обучения

Обычно рассматриваются четыре ключевых принципа.

Принцип 1:  Основополагющие ценности лежат в основе данной технологии, поскольку они формируют линию поведения ученика. Разработка комплекса действий без обоснования ценностей приведет к несогласованности по назначению и поведению, действиям.

Принцип 2. Социальные и эмоциональные навыки должны преподаваться учащимся, чтобы они умели ими адекватно распоряжаться. Эти навыки помогут им решать будущие задачи. Пять ключевых областей навыков:

  • самосознание,
  • социальная осведомленность,
  • самоуправление,
  • управление взаимоотношениями
  • ответственное принятие решений.

Обучение учеников социальным и эмоциональным навыкам может быть явным, путём специальных уроков и бесед, или скрытым — через обучаемые моменты, моделирование поведенческих, нравственных и проблемных, ситуаций.

Принцип 3: Школы играют важную роль в обучении социальным и эмоциональным навыкам, потому что руководители школ и учителя могут и должны являться серьёзными образцами для подражания. Кроме того, школьная среда является важным средством обучения учеников, площадкой формирования социальных и эмоциональных навыков.

Принцип 4: Дети, обладающие социальными и эмоциональными навыками, привязанные к разумным ценностям, смогут продемонстрировать хороший, сформированный характер и чётко выраженную гражданскую позицию.

ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ SEL

Через технологию социально-эмоционального обучения ученики приобретают навыки, знания и линию поведения, чтобы эффективно управлять собой. Ученики готовы к формированию адекватных отношений с другими и принимать ответственные решения, необходимые для личного и социального благополучия. Исследования показывают прочную связь между результатами SEL и учениками в области интеллекта, развития, формирования характера, успеваемости в школе, успехе в карьере и гражданской ответственности.

SEL — важная часть воспитания и обучения, чтобы подготовить учеников к жизни и подготовке к взрослой жизни в 21 веке.

SEL И образовательная среда

Технология SEL более продуктивна в контексте безопасной комфортной обучающей среды. Ключевым фактором такой среды является доверительные отношения между учителем и учеником. Там, где существуют такие  отношения со своими учителями, ученики видят и понимают, что их уважают, поддерживают и ценят их как личности.

Безусловно, позитивные отношения между учителем и учеником способствуют качеству обучения, социальному и эмоциональному развитию и поведенческой компетентности.

Формирование социальной и эмоциональной компетентности вместе с позитивными и поддерживающими отношениями в школьном сообществе, способствуют поддержке со стороны учителя и повышению мотивации учащихся и успехов в школе.

Комментарии к “Социально-эмоциональное обучение. Новая технология?

  1. ГабдуллаХамитович говорит:

    4÷6 апреля т.г. в Дели прошла конференция на эту же тем SEE обучение. Открыто безоплатное онлайн обучение желающих. Есть ли подобное у нас в России?

    • Георгий говорит:

      Доброе утро, Габдулла Хамитович! В России в ряде регионов открыты экспериментальные площадки по апробации данной технологии. Вот небольшие подробности.

  2. Ольга говорит:

    Здравствуйте, я — за SEL ) Есть небольшие наработки. Интересно с единомышленниками пообщаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.