Самостоятельное обучение как ключевой фактор успеха

samost

Поскольку ваш покорный слуга в последние месяцы значительно увеличил количество своих вебинаров, статей в Дидакторе, значительно больше, чем раньше общается с преподавателями и разработчиками цифровых приложений целого ряда стран, я прекрасно осведомлён о накопившемся положительном и отрицательном опыте дистанционного обучения.

Некоторые выводы кристаллизуются сами по себе, поскольку школы то закрываются, то открываются, то снова закрываются, и ученики вынуждены учиться удалённо,  дома порой забыв, как выглядит его преподаватель, когда последний раз выходил отвечать к доске. Действительно возникло очень много проблем. Мы растеряны. Это не значит, что нужно обязательно искать ответы на извечные вопросы «кто виноват» и «что делать».  осуждать или обвинять кого-то! Эти заметки предназначены обобщения моих наблюдений весны 2020 года.

Мы не были готовы. Под словом «мы» я подразумеваю федеральные и региональные министерства и ведомства,  школы, администраторов, учителей, родителей и учеников.

Невозможно в виртуальной среде воспроизвести всё, что происходит в традиционной очной учебной среде. Мы не должны стремиться к дублированию, замене или «оцифровыванию» всего, с чем связан образовательный процесс. И в то же время необходимо искать положительные стороны потенциальных виртуальных платформ.

Родители не являются профессиональными педагогами, чтобы взять на себя роль учителей с их огромным педагогическим опытом, знанием теории, методик, образовательных технологий. И они не должны быть ни учителями, ни педагогами-психологами, никем другим.

Они-родители!

Родители и ученики перегружены объемом работы, пребывая порой в состоянии хронического стресса, обеспокоенные и без того напряжённой ситуацией со здоровьем, финансовыми, социальными и семейными проблемами.

Нам следует признаться, что то, что происходит, — это не домашнее обучение. Это не дистанционное обучение. Это не онлайн-обучение.

Это обучение в чрезвычайных обстоятельствах.

Мы не сможем возобновить обычные учебные занятия без потерь!

Заглядывая вперёд, после того, как мы перейдём к очному обучению, нужно задать себе вопрос: какие ключевые навыки, которые мы развивали в учениках, больше всего им пригодились во время пандемии? И читая о всякого рода «моделях» выпускников, учащихся, безусловно, мы вспомним, прежде всего, о навыке, способности самостоятельно учиться.

Дистанционное обучение опирается, прежде всего, на то, что наши ученики умеют самостоятельно учиться. Старшеклассники с большей вероятностью смогут заниматься самостоятельно ища помощь в интернете, найду кучу способов решить задачи, выполнить тесты. Чем младше наши ученики, тем больше им нужно полагаться на родительскую поддержку. Для многих работающих родителей это нелегко или просто невозможно.

В рамках очного обучения мы должны как можно раньше сеять семена  самостоятельного обучения. Ученик не должен  приходить на уроки и ждать, что учитель всё уже продумал за него.

Навыки «самостоятельного обучения» нужны повсюду: от банального поиска значения того или иного термина в одной из поисковых систем, до чтения материалов научных сайтов, крупных научных центров и организаций.

Однако наше декларирование, что «самонаправленное, самостоятельное обучение», отнюдь не означает, что наши подопечные на самом деле являются самостоятельными учениками.

рекомендации ученикам

Важно развить следующие навыки самостоятельного обучения, чтобы поддержать учащихся во всем, что ещё предстоит им сделать в их жизни, с точки зрения возможных ошибок, разочарований, проблем и неизвестного.

самоконтроль

В отличие от педагогической документации, которая ориентирована на преподавателя и направлена на организацию процесса обучения, на методы и технологии, ученик тоже должен вести свои записи, целью которых является самоконтроль, мотивация к дальнейшей учебной деятельности, принятие ответственных решений в выборе средств и учебных действий: что изучено и что изучать дальше.

дневник

Ведение дневника необходимо, для того, чтобы следить, как решается образовательная задача в течение некоторого времени. Это не только жизненно важный навык, который непосредственно связан с самостоятельным обучением, но он также развивает и укрепляет навыки самоорганизованности.

Ведение дневника выходит за рамки сбора и случайного распределения информации и ресурсов, оно является активным, стратегическим процессом мышления

Это один из способов развития навыков у учеников критического мышления:

  • что стоит хранить (архивировать или удалять)?
  • что имеет мало или вообще не имеет  значения, и поэтому его не стоит хранить?
  • что считается фейковыми новостями и поэтому должно быть предотвращено от дальнейшего распространения?
  • что приобретут другие от моего участия в проектных и других виртуальных группах?
  • какова моя ответственность, как части сетевого сообщества, как мне внести свой вклад в совместную учебную деятельность?
  • что важного я мог бы добавить к исходному ресурсу?
  • как мне сохранить ресурсы, обратить внимание на главное, подчеркнуть, классифицировать их соответствующим образом?

Веб-Грамотность, информационные И Поисковые Навыки

  • как мы находим информацию, оцениваем, анализируем, помечаем, классифицируем, курируем, повторно смешиваем и создаём новую информацию?
  • как мы ищем информацию за пределами нашей собственной точки зрения, рекомендованных источников, можем ли мы пользоваться зарубежными источниками и критически оценивать их?
  • как мы можем уберечь себя от информационной перегрузки?

Это навыки, которые нужно понимать, развивать и приобретать по мере того, как мы становимся более самостоятельными учениками.

Обучающие Навыки

Независимо от того, что вы хотите узнать, независимо от того, в чём вам нужна помощь, скорее всего, где-то в интернете есть учебник. Некоторые из них являются качественными учебниками, некоторые — посредственными, некоторые — откровенно плохими. Для того чтобы развить самонаправленное мышление обучения, стоит иметь навыки поиска, оценки и обучения на основе онлайн-учебников.

Быть самостоятельным — это значит уметь научиться чему-то конкретному вовремя, в любой момент, чтобы в дальнейшем можно было сформулировать новые цели и задачи, узнать больше и углубиться в содержание.

самооценка

Самостоятельный ученик уверен и хорошо осведомлен о выборе, когда речь заходит о его собственном обучении. Благодаря навыкам, которые он развил в себе, ученик знает, как найти, оценить и принять решение, что лучше всего подходит для него, чтобы продолжить обучение. Самостоятельный ученик также самоутверждается, когда речь заходит о том, чтобы поделиться своими знаниями, чтобы усилить опыт обучения и установить контакт с другими, чтобы получить перспективу и извлечь выгоду из их опыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.