В последнее время в адрес нашего Центра участились заявки на курсы и семинары для воспитателей и руководителей дошкольных образовательных учреждений. Это объясняется тем, что электронные технические средства обучения уже перестают быть экзотикой в детских садах.
Вполне очевиден интерес работников ДОУ к новым средствам обучения. Без сомнения, яркая наглядность, представленная на экране или интерактивной доске, может иметь место на занятиях с малышами.
Однако анализ мультимедийных разработок для малышей показывает, что большей частью занятия проводятся с грубейшими методическими ошибками и нарушением санитарных норм.
Общение с опытными педагогами ДОУ, методистами выявило необходимость сформулировать основные требования к мультимедийной разработке для малышей.
Меньше наглядных объектов на экране!
Дети не способны задерживать внимание на большом количестве объектов. Между тем, желание, показать детям, к примеру, разнообразие животного и растительного мира приводит к резкому снижению познавательной активности малышей.
Это скриншот из типичной презентации о перелетных и зимующих птицах.
Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии сосредоточиться на таком количестве наглядных объектов.
Не нарушать нормы времени для занятий в ДОУ!
Мультимедийные занятия не должны превышать 10-15 минут.
Содержание занятия не должно быть разноплановым
Лучше всего, если каждое занятие будет содержать один — максимум два учебных эпизода.
Меньше текста!
А лучше, если текста не будет вовсе.
Меньше динамики!
К использованию эффектов анимации необходимо относиться крайне осторожно. Движущиеся объекты отвлекают внимание учащихся.
А.А. Калмыкова, воспитатель детского сада № 233 г. Саратова подготовила замечательную разработку, посвящённую круговороту воды в природе.
На первый взгляд, представленное мультимедийное занятие безупречно и может вызвать только восхищение. Красочное оформление, сложные технические приёмы.
Однако анимированные объекты отвлекают внимание детей. У них так и не сложится общая картинка круговорота.
Давайте рассмотрим другой вариант.
Каждый щелчок по анимации останавливает движение. Мы продолжаем строить общую схему. Можем по ней подвести детей к важным выводам. Анимация нам не будет мешать. Не будет отвлекать детей.
Подводя итоги, предлагаю посмотреть для примера еще одну разработку: экологическую сказку «Дедушкин огород» воспитателя ДОУ из Петропавловска-Камчатского Воротниковой Л.Ф. Проведём общий анализ занятия с учетом указанных принципов.
1. Экологическая сказка — вещь хорошая. Однако вряд ли уместно размещать текст на экране. Дети его прочесть не смогут. На мой взгляд, диалоги можно было бы озвучить или с помощью воспитателей, или детей.
2. Объекты должны быть однородными.
Обратите внимание:
Картинка с дедом явно выбивается из общего контекста. Разрозненные группы ёлок (облаков на других слайдах) отвлекают.
3. Динамика на большинстве слайдов не оправдана. Лучше всего подготовить сказку в виде диафильма. Сменяющиеся слайды представляют общий сюжет. Динамика сведена до минимума.
Рассмотрим другую версию:
Убраны тексты диалогов, сгруппированы объекты, изменена диосцена в нескольких эпизодах.
Уверен: в детском саду, как нигде важен принцип «НЕ НАВРЕДИ!»
Мультимедийная наглядность в ДОУ нужна, но в её представлении не должно быть небрежностей.