Этот прием педагогической техники, как правило, используется в начальной школе. Однако многие учителя иностранных языков, ряда других гуманитарных предметов могут увидеть его полезность и среднем, и даже в старшем звене, когда возникает проблема связного устного рассказа ученика.
Условия приема следующие. На страницу накладывается трафарет: лист плотной бумаги с вырезанными окошечками — «островками». Ученик читает увиденные слова и затем составляет связный рассказ.
Данный приём легко трансформировать в мультимедийный. Размещаем текст на экране и закрываем его трафаретом. Алгоритм действия — обратный описанному ранее приёму медиадидактики ТРАФАРЕТ. Только на этот раз наш шаблон не наплывает в качестве проверки, а наоборот: сначала находится неподвижно, а затем мы убираем его по щелчку кнопки.
Ученику, не умеющему на определенном этапе связно излагать свои мысли, необходимы какие-то спасательные круги, которые в данном случае выполняют открытые слова. Вовсе не обязательно, чтобы рассказ слово в слово повторял текст. Главное, чтобы он выразил смысл.