Даже на мультимедийном уроке учителю может пригодиться старая, добрая указка. В таком случае педагог не загораживает экран, обращает внимание на важный объект на слайде. Некоторые учителя используют и современные светящиеся указки. Но иногда полезнее использовать ниже описанный технологический приём.
Учитель обращает внимание на отдельный объект слайда с помощью анимированной указки. Это может быть какая-то область, деталь, часть текста, которая временно выделяется (мигает, мерцает), привлекая к себе внимание. Это не просто «блажь» учителя. Это подтвержденный педагогической практикой факт: дети не умеют долго сосредоточиваться на неподвижных объектах.
И.В. Вачков и М.Р. Битянова заметили следующую, проверенную экспериментальным путем, любопытную закономерность:
Есть еще одна особенность нашего восприятия информации, напрямую связанная с активностью психики. Оказывается, человек не способен удерживать в сознании неизменяющуюся информацию. С помощью наших органов чувств мы постоянно преобразуем поступающие к нам из внешнего мира сигналы, активно взаимодействуем с этой информацией. (Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. М., 2009. С. 47)
Алгоритм выполнения приема.
Вариант 1. По щелчку мыши над нужным объектом (или под ним) появляется стрелка, указывающая на него. Стрелка должна быть хорошо видна, рекомендуется эффект мигания, чтобы учащиеся обратили внимание на указанный объект.
Вариант 2. Создание анимированной указки с помощью триггеров.
Часто возникает необходимость многократного, нелинейного использования анимированной указки. Возможно выделение объекта благодаря созданию триггера. Объект появляется, меняется или исчезает тут же на слайде, причем в любом порядке по команде учителя или ученика. Даже опытные пользователи программы PowerPoint весьма редко используют в своих разработках технологию триггеров.
Итак, вставляем объекты, которые необходимо выделить. Например, на карте России мы хотим указать полезные ископаемые: уголь, нефть, газ. Учитель другого предмета легко может представить такие же привлекательные для него ситуации. Размещаем необходимые условные обозначение на карте. Условные обозначения легко сделать автофигурами «трапеция», прямоугольник. Эффекты анимации те же, что и в предыдущем варианте. Отличие одно: однородных фигур с одним и тем же эффектом анимации у нас в данном случае много. А теперь размещаем те объекты, которые будут тем самым спусковым крючком, в «Условные обозначения», благодаря которым будут выполняться эффекты анимации.
Вариант 3. Создание анимированной указки с помощью гиперссылок.
Иногда бывает неудобно пользоваться триггером. Это связано, как правило, с большим количеством объектов на слайде или необходимостью без помех эффективно и длительное время работать на другом слайде. В таком случае возможен вариант выполнения приема «Указка» с помощью гиперссылки.
Особенностью использования гиперссылки в данном случае является точное копирование содержания начального и всех последующих слайдов, на которые мы будем переходить гиперссылкой. Изменяются на последующих слайдах только единичные объекты с заданными эффектами анимации на одинаковой диосцене разных слайдов. В таком случае переход на другой слайд в таком случае абсолютно незаметен. Гиперрсылками выступают совершенно «невидимые» объекты, которые устанавливаются в необходимом месте со 100%-ной прозрачностью. Они, как правило, совершенно невидимы для глаз.
Вариант 4. Работа анимированной указки при чтении текста.
В младшей школе или на уроках иностранного языка анимированная указка может показывать на читаемые учениками тексты. Указка медленно передвигается по экрану под читаемой строкой в автоматическом режиме или по щелчку учителя. В данном случае указка должна быть небольшой (в виде какой-нибудь геометрической фигуры, например, треугольника). Это может быть фронтальное громкое чтение, как, к примеру, один из элементов обучения чтению по известной технологии А. Кушнира.
Технически это достигается следующим образом. Вставляем в слайд необходимый текст. Напомним, что текст должен быть читабельным, то есть представить его рациональным, без всяких изысков, шрифтом, размером кегля не менее 24. Создавать эффекты анимации для появления текста не рекомендуется. Размещаем под первым слогом (или словом, в зависимости от замысла учителя) «указку». Объект «указка» рекомендуем выполнить фигурой Треугольник.
Придаем нашей фигуре эффекты анимации: на входе Возникновение, на выходе Исчезновение. Устанавливаем необходимое нам время задержки эффекта. Учитель выбирает это в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. От настройки этого параметра зависит темп чтения текста.
Таким образом, анимированная указка превращается в инструмент акцентированного внимания учащихся.
См. пример Анимированной указки выполненной в PowerPoint-2003 и 2007 гг.