Основные тенденции развития информационно-образовательных технологий

Хочу извиниться перед читателями Дидактора за некоторый крен в моих публикациях последних месяцев. К сожалению, уже давно не публиковал аналитических и обзорных статей, которые тоже важны и, знаю, востребованы моим читателем. Конечно, можно объяснить тот факт, что в последнее время много уделялось внимания новым информационным технологиям и инструментам. Причём дело не только в их увеличении, но и охвате всех сторон образовательной среды, всех форм обучения.

Образовательный сектор всё чаще использует достижения в области информационных технологий в целях повышения качества и доступности обучения. В Дидакторе не раз подчёркивалось, как пандемия сильно повлияла на темпы интеграции информационных технологий в образование. В этой статье хочу попытаться проанализировать глобальные тенденции в области образовательных технологий в последние годы. Отрадно, что среди новых стартапов в области информационно-образовательных технологий всё чаще появляются отечественные разработки, которые способствуют организации различных форм дистанционного и смешанного обучения.

Инновации в информационно-образовательных технологиях с помощью умелого учителя повышают успеваемость учащихся и эффективность работы всей школы. Легко заметить, что текущие тенденции онлайн образования направлены на то, чтобы сделать эти технологии легко адаптируемыми и доступными. Кроме того, эти технологии оказывают большое влияние на администрацию школ и колледжей и вузов, упрощая такие операции, как управление, сбор и анализ данных, отслеживание успеваемости.

Основные тенденции в информационно-образовательных технологиях

1. Обучение с эффектом погружения

Так называемое иммерсивное обучение (метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения) дополняет традиционное аудиторное и онлайн-обучение. Преподаватели используют устройства и приложения виртуальной реальности для более полного погружения учащихся в содержание. Поскольку большинство решений для иммерсивного обучения поддерживает цифровое обучение, это ещё больше повышает доступность и гибкость образования. Иммерсивное обучение также позволяет осуществлять нелинейные действия, в которых действия учащихся раскрывают многочисленные возможности, варианты в отличие от традиционных процессов обучения. Более того, искусственно созданный контент и погружающая среда позволяют учащимся улучшить обработку и запоминание информации.

2. Искусственный интеллект

Современные тенденции к увеличению доступности образования и более широкое внедрение различных форм дистанционного обучения особенно в период пандемии значительно увеличили нагрузку на учителей и администрацию школ. Решения на основе искусственного интеллекта и автоматического обучения в образовательном секторе заменяют многочисленные рутинные ручные задачи, такие, как отслеживание посещаемости и активности, проверка контрольных работ и многое другое. Благодаря этому снижается административная нагрузка на учителей, что позволяет им больше сосредоточиться на взаимодействие с учащимися. Именно в последние годы появился ряд платформ, в том числе и российских, значительно облегчающих работу учителя в организации процесса обучения, проведении аудиторных и дистанционных занятий.

3. Дистанционное обучение

Пандемия вынудила школы и другие образовательные учреждения закрыться на длительное время, ускорив внедрение дистанционного обучения. Чтобы облегчить этот переход, стартапы в области образовательных технологий и многие IT-компании разработали онлайн-платформы, адресованные учителю, как главному участнику образовательного процесса. Педагоги получили инструменты для проведения синхронных и асинхронных онлайн уроков, дидактических игр и многое другое.

Такие индивидуальные инструменты устраняют необходимость в долгосрочном и дорогостоящем развитии инфраструктуры образовательных учреждений.

Кроме того, дистанционное обучение позволяет учащимся получать доступ к образованию через Интернет, сокращая пробелы в знаниях. Подготовленные видеозаписи уроков также позволяют учащимся учиться в свободное время. Интеграция иммерсивных решений и игрового обучения в онлайн-платформы повышает эффективность виртуального обучения.

4. Игровое обучение

Игровое обучение сочетает традиционные учебные методы с игровой механикой. Это позволяет преподавателям сделать учебную программу более интерактивной и увлекательной. С другой стороны, серьёзные игры следуют знакомой игровой структуре, что позволяет ученику быстро ориентироваться на конкретные объекты и цели. Для достижения этой цели появляющиеся игровые платформы предлагают дидактические игры, а также конструкторы дидактических игр, с помощью которых учителя могут создавать свои авторские проекты. Обучение на основе дидактических игр положительно влияет на соревновательность учащихся и повышает их мотивацию. Некоторые проекты также предлагают социальные игры, которые обеспечивают комфортное сотрудничество учителей, родителей и учеников, формируя социальные навыки последних.

5. Сбор массивов данных и аналитика

Интеграция платформ онлайн-обучения предоставляет школам, колледжам и вузам критически важные данные о обучаемых. Это позволяет учебным заведениям внимательно следить за успехами каждого отдельно взятого учащегося и предоставлять лучшее образование в зависимости от персональных потребностей и возможностей. Платформы, работающие с большими данными и аналитикой, используют такие данные, как полученные итоговые баллы на экзаменах и оценки за текущую успеваемость для получения персонализированной информации. Такие технологические решения также отслеживают и анализируют обобщённые данные о классах и школах, чтобы выявить возможности для улучшения их дальнейшей работы. Например, проведённый анализ позволяет преподавателям отслеживать сильные и слабые стороны отдельных учащихся, чтобы обеспечить более персонализированный подход в обучении.

6. Персонализированное обучение

Персонализированное обучение адаптирует учебный курс к темпам и предпочтениям учащихся. Переход к дистанционному обучению в учебных заведениях даёт преподавателям информацию о конкретных учениках, позволяя им сделать онлайн занятия более увлекательными и направленными на интересы каждого. Это адаптирует процесс обучения на основе предыдущего опыта. Следовательно, улучшает усвоение знаний и повышает мотивацию учащихся. Ряд платформ используют искусственный интеллект для анализа данных учащихся и подбора шаблонов для предоставления индивидуального контента для отдельных учащихся. Это позволяет школам предоставлять учащимся возможности, аналогичные индивидуальному обучению, даже в полностью онлайн- или смешанного обучения.

7. Управление образовательными учреждениями

Прошло время внедрения частных систем дистанционного обучения в школы и вузы, которое требует больших затрат на разработку и дорогостоящей ИТ-инфраструктуры. Цифровые технологии последних лет разрабатывают решения для облачных вычислений, адаптированные для образовательных учреждений. Например, некоторые платформы онлайн образования предоставляют облачные платформы дистанционного обучения, которые оцифровывают все задания в традиционном классе. Другие платформы предлагают записанные занятия в облаке для удобства доступа. Кроме того, программные решения для управления школами на основе облачных технологий позволяют администраторам постоянно отслеживать различные операции школы и общую производительность. Гибкость их использования ещё больше повышает эффективность управления учебными заведениями.

8. Обучение с использованием видео

Хотя ограничения, связанные с пандемией, снижаются, и учащиеся вернулись в школы, они ожидают те формы занятий, которые проводились с ними на удалёнке. Чтобы обеспечить это, многие платформы разрабатывают решения для обучения с использованием видео. Они позволяют преподавателям дополнять контент, опирающийся на учебную программу, общедоступными учебными видео или созданными с помощью цифровых инструментов собственными видео. Такой подход улучшает понимание учащимися учебного материала и развивает их когнитивные способности. Учебное видео является одной из важных составляющих смешанного или опережающего обучения. Кроме того, видеоролики становятся дополнительным учебным материалом, позволяя учащимся впоследствии быстро вспомнить пройденные темы.

9. Вспомогательные технологии

Интеграция цифровой инфраструктуры ускоряет внедрение различных цифровых устройств в образовательных учреждениях. К примеру, смартфоны, несмотря на существующие запреты, могут стать неотъемлемой частью образовательного пространства и играть важную роль в обеспечении лёгкой доступности онлайн-обучения. К другим технологическим решениям можно отнести интерактивные классы, а также повсеместно внедряемые устройства для отслеживания посещаемости и мониторинга учащихся. Образовательные учреждения часто используют датчики контроля воздуха и изображения для повышения безопасности и обеспечения мониторинга передвижений на территории школы. Более того, отслеживание местоположения обеспечивает безопасность учащихся, что в свою очередь высоко ценится родителями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.