Основные принципы управления классом

upravl

Итак, новый учебный год стартует! Мы начинаем вникать в новые циркуляры, спущенные образовательными чиновниками, вносим последние коррективы в планирование. А самое главное, готовимся с новыми силами к постоянной, иногда рутинной работе с детьми. И это главное. Именно здесь требуются наши лучшие профессиональные качества для того, чтобы и мы, и наши подопечные получали удовольствие от совместного педагогического общения. Одна из важнейших черт нашего профессионализма — умение управлять классом. Этому я посвятил ряд статей в Дидакторе. Причём обратил внимание, что мои публикации живут. Их цитируют, часто используют другие образовательные блогеры и даже учёные-педагоги. Между тем, в постоянно изменяющемся сложном мире образования управление классом по-прежнему  остаётся темой, которую всегда можно совершенствовать и изучать. И эта статья является продолжением серии моих публикаций, посвящённых такой животрепещущей проблеме.

Хотя прежние публикации были подкреплены многочисленными исследовательскими работами учёных, безусловно, глубинность нашему сегодняшнему разговору добавляет большой опыт собственной педагогической работы.

Пересечение научных исследований и реальной практики открывает уникальную перспективу, которая, я верю, найдёт отклик у коллег-преподавателей.

Когда мы будем знакомиться с перечисленными ниже разработанными и опробованными принципами, обратите внимание на то, что наша цель состоит в том, чтобы создать среду, которая улучшает не только процесс преподавания, но и наше эмоциональное состояние, радостное пребывание в успешной среде обучения.

Являетесь ли вы опытным преподавателем или только начинаете свой преподавательский путь, я очень надеюсь, что эти идеи внесут позитивный вклад в ваш учебный процесс.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛАССОМ

Ниже представлена коллекция эффективных принципов управления классом, которые вы можете опробовать уже в начале этого учебного года. Всегда лучше начинать в сентябре,  чтобы дети привыкли к вашим требованиям, к вашей стратегии и тактике поведения, и даже ожиданиям к вашей непредсказуемости в положительном понимании этого слова. Эти принципы предлагают многогранный подход к управлению классом, каждый из которых подчёркивает отдельный аспект создания позитивной и продуктивной учебной среды. Не стесняйтесь экспериментировать с этими принципами, адаптируйте их к вашим уникальным потребностям и особенностям вашего класса и всегда сохраняйте оптимизм в своих образовательных начинаниях.

1.Обращайтесь к учащимся по имени, чтобы наладить взаимопонимание: обращаясь к учащимся индивидуально, например, говоря «Ты отлично справилась, Ира!» вместо просто «Молодец!». При таком подходе укрепляется личная связь. Учащийся понимает, что он для вас не просто статист на уроке.

2. Замечайте и хвалите желаемое поведение: если вы увидели, что после занятий  заинтересованные глаза конкретного ученика были устремлены прямо на вас, тогда вы замечаете, сегодня он действительно был увлечён занятием. Это не обязательно высказывать ученику вслух. А иногда даже вредно. Но сделать пометки для себя необходимо. Замеченный вами результат подчёркивает ваши позитивные действия: вы на правильном пути.

3. Сведите к минимуму общую оценочную похвалу и сосредоточьтесь на похвале о конкретном: вместо того, чтобы говорить: «Дети, вы меня порадовали своей работой!», полезнее прокомментировать: «Ваши чёткие действия по следованию инструкции к лабораторной работе, действительно, помогли отлично справиться с заданием». Или: «Ты именно к месту применил этот научный закон и в итоге получил классный результат».

4. Используйте «эффект пульсации» для создания положительного влияния. Подчеркните готовность конкретного ученика, если вдруг заметили, что он отвлекается. Вместо замечания о поведении, лучше, например, высказать следующее: «Итак, Наташа сидит тихо и готова слушать меня». Этим самым я могу побудить не только этого, но и других учеников ориентироваться на позитивное поведение.

5. Поощряйте самостоятельность учащихся, предоставляя им выбор: предлагая варианты типа «Вы можете выбрать себе сами одну из задач». Учащиеся убеждаются в возможности  выбора, что может способствовать формированию их независимости, стремлению добиться самостоятельно поставленной учебной задачи.

6. Направляйте учащихся и учите самоконтролю: спросите учащегося: «Ты когда хотел бы приступить к работе над проектом. Сейчас или после выполнения упражнения?»  Такие ваши действия передают ученикам некоторые ваши функции контроля к самоконтролю за процессом обучения.

7. Привлекайте внимание к позитивному поведению: не пропускайте позитивные сдвиги в поведении учащегося. Сосредоточьте внимание на том, что он ведёт себя соответствующим образом:  «Я вижу, что Аня уже приступила к работе». Это помогает укрепить в ученике хорошие привычки.

8. Чаще общайтесь с плохо себя ведущими учениками: сядьте рядом с непослушным учеником и спросите: «Что у тебя случилось сегодня? Может я тебе могу чем-то помочь?» Ученик видит ваше соучастие. Вы к нему неравнодушны. А не просто беспокоитесь о соблюдении дисциплины на уроке.

9. Не игнорируйте требования, подлежащие исполнению. Всегда возникает проблема, как вести себя учителю, если ученик не занимается, как остальные учебной работой на уроке, а, наоборот, мешает. Обратите внимание ученика на общезаведённые  правила. Например, вместо «Мы не собираемся продолжать, пока ты не прекратишь то, что делаешь, потому что это мешает всем в классе!» лучше заявить: «Ты можешь участвовать с нами в работе. Если у тебя нет желания, то уважай работу других».

10. Используйте моменты для размышлений учащихся. Ваше заявление «Мы приглашаем тебя присоединиться к нашей работе, когда ты определишься, как тебе поступать дальше». Такая реплика поможет плохо себя ведущему ученику поразмыслить: он не чувствует себя исключённым. Мы предоставляем ему возможность изменить своё поведение.

11. Избегайте унижения учащихся и уважайте их достоинство. На мой взгляд, это один из важнейших принципов учительского поведения. Частные беседы с учеником о  его неподобающем поведении вместо публичного позора обеспечивают сохранение самоуважения учащихся и уважения к вам.

12. Используйте невербальные сигналы для управления плохим поведением.  Простой зрительный контакт и покачивание головой или сказанное шёпотом «Не вздумай!» часто могут остановить плохое поведение, не нарушая покой всего класса.

13. Поговорите с родителями о поведении детей. Часто мы решаем, что сами справимся с возникающими проблемами без участия родителей. Это, конечно, хорошо. Но родители вправе узнать, что происходит с их ребёнком. Возможно, ваша частная удача в отношении конкретного ученика для других учителей является большой проблемой. Ведение учёта поведенческих инцидентов и обсуждение их с родителями помогает поддерживать согласованность между домом и школой. Вовсе не обязательно требовать от родителей, чтобы они повлияли на своего ребёнка. Даже если вы справились сами, родители должны знать об инциденте. И прислушаются к вашим рекомендациям, как себя вести после этого.

14. Создайте последовательные распорядки и процедуры. Дети должны привыкнуть к определённому ритму на вашем уроке. К примеру, вы начинаете каждое занятие с краткой интеллектуальной разминки, которая создаёт стабильную, предсказуемую учебную среду.

15. Установите чёткие правила и ожидания. Обсудите с учащимися правила поведения в классе. Насколько они согласны с каждым из пунктов. Введите коррективы или убедите учащихся, что именно такой пункт необходим в Правилах. Если ученики  согласны в начале учебного года с установленными и принятыми им Правилами, это закладывает основу для взаимоуважения в классе.

16. Создавайте хорошо структурированный учебный контент. Я очень часто подчёркиванию во время встреч с учителями на семинарах, курсах и вебинарах:

Часто нарушение дисциплины начинается с плохо подготовленного урока. Ученик просто не знает, что ему необходимо делать в данную конкретную минуту.

Чётко поставленные перед учениками учебные задачи во время самостоятельной работы, интерактивных занятий и групповых проектов обеспечивают динамичную среду обучения, где каждая минута ученика обеспечена его конкретными учебными действиями.

17. Подготовьтесь заранее к возможным паузам в занятиях. Обязательный набор развивающих игр или быстрых занятий, дидактических упражнений на время, когда основной урок закончился раньше обычного, помогает ученикам не потерять рабочий ритм, быть сосредоточенными и заинтересованными в занятиях.

18. Придайте содержанию смысл. Чаще привязывайте теоретический материал занятий с реальной жизнью. Научные эксперименты, отражающие реальные проблемы, помогают учащимся увязать обучение со своим опытом.

19. Используйте контент во время переходов от одной темы к другой. Когда заканчивается учебная тема, ученикам кажется, что можно немного расслабиться. Задавая вопросы, связанные с пройденным уроком, наводящие вопросы к новому уроку или к новой большой теме, вы сохраняете преемственность и  сосредоточенность, чем сводите к минимуму отвлекающие факторы.

20. Чаще рефлексируйте и проводите самоанализ. Регулярно оценивайте, что работает, а что нет. Будьте открыты для инновационных методов, гарантируя, что используемые принципы постоянно соответствуют потребностям учащихся.

Будьте честны перед собой.

Такой подход должен стать ключевым фактором для вашего собственного профессионального роста.

Один комментарий к “Основные принципы управления классом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.