Организация дистанционного обучения: как преподавать эффективно

Важные этапы, советы, рекомендации по инструментам, повышающим эффективность вашего онлайн-преподавания и организацию учебных процессов, читайте в нашей статье.

Дарья Стрельникова, учитель русского языка и литературы

Организация дистанционного обучения: советы и инструменты

Перевод образовательного процесса в онлайн дает множество плюсов — убирает территориальные границы, позволяет быстро адаптировать программы под текущие нужды и упростить контроль за результативностью, упрощает составление расписания и сокращает расходы на поддержание постоянного штата преподавателей. Но чтобы новый формат приносил максимальную пользу, важно правильно подойти к организации дистанционного обучения. Как это сделать — расскажем в статье.

Определение аудитории и формата

Существует несколько систем дистанционного образования (СДО). Какую из них выбрать, зависит от нескольких факторов.

Цели и задачи

Необходимо определить проблемы обучающихся и понять, как вы можете их решить с помощью онлайн-курса. Сформулируйте общую цель и проанализируйте возможные пути ее достижения. Выделите основные «болевые точки», связанные с недостатком знаний или опыта слушателей и определите подцели.

Например, вы предлагаете изучить язык — это довольно абстрактная задача. Конкретная же цель будет следующей: получить базовые знания, достаточные для общения, сдать ЕГЭ на высокий бал, получить сертификат определенного уровня.

В зависимости от того, какие задачи вы ставите, определяются подцели. Например, для подготовки к сдаче экзамена необходимо, чтобы ученики:

  • имели достаточный лексический запас;
  • усвоили грамматические правила;
  • умели воспринимать текст на слух;
  • обладали компенсаторными умениями (переспрос, перифраз, построение концептуальных догадок).

Ясное понимание конечной цели поможет определить, каким знаниям и навыкам необходимо обучить слушателей. Также вы сможете решить, какой формат занятий будет эффективнее.

Анализ целевой аудитории

Если речь идет об образовательных курсах, в первую очередь необходимо определиться с уровнем подготовки аудитории. Это могут быть школьники, студенты, взрослые люди со средним и высшим образованием либо желающие получить новые знания, не связанные с их специальностью. От характера ЦА зависит стиль подачи информации и сценарий обучения. Новичкам потребуется более длительное время, чтобы вникнуть в проблему. А с пользователями, имеющими базу, можно сократить теоретическую часть и сразу перейти к практике.

Кроме этого необходимо выяснить средний возраст ЦА, соотношение мужчин и женщин. От этого зависит формат подачи. Для подростков и молодежи можно использовать яркое оформление, делать основной упор на визуальный контент — графику, видео, анимацию, использовать приемы геймификации. Для групп старшего возраста предпочтителен более строгий дизайн.

Важный момент — анализ мотивации. Выясните, насколько пользователи считают обучение полезным, понимают ли его значимость. Если мотивация недостаточная, в начале курса нужно уделить время на разъяснение преимуществ, которые люди получат после завершения курсов.

Выбор формата

В зависимости от поставленных целей и характера ЦА вам предстоит выбрать, как организовать онлайн-обучение. Существует несколько форматов.

  • Синхронный — наиболее близок к традиционному образовательному процессу. Занятия проходят в контакте с преподавателем. В таком формате учащиеся не только слушают лекции и выполняют проверочные работы, но и могут задать вопросы, сразу прояснить сложные моменты. В то же время организация синхронного процесса связана с дополнительными сложностями — от наличия свободного преподавателя до проблемы составления расписания, удобного для большинства студентов.
  • Асинхронный — такой курс состоит из заранее записанных уроков и проверочных заданий к ним. После выполнения промежуточных тестов ученики получают доступ к следующим разделам. Такой онлайн-формат имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, он позволяет учащимся проходить курс в удобное время и в собственном темпе. Но при этом, если не налажена система обратной связи, у учащихся могут возникнуть проблемы с усвоением материала и снижаться мотивация.
  • Смешанный — большая часть теоретических занятий проходит в записи, а объяснение сложных тем и практические занятия — при непосредственном участии преподавателя. Смешанная система, как правило, дает самые высокие результаты.
  • Гибридный — основная группа занимается в традиционном очном формате, при этом занятия транслируются удаленной аудитории. Лектор взаимодействует и со студентами, находящимися в классе, и с дистанционными слушателями.

Планируемые результаты

Сформулируйте, какие знания и умения должны получить в конце курса обучающие. Выберите критерии оценки, чтобы понимать, насколько результаты соответствуют поставленным задачам. Для выяснения уровня прогресса стоит внедрить систему двойного тестирования — до начала онлайн-курса и после его завершения.

Чтобы было проще понять, какими основными знаниями и практическими навыками должны овладеть студенты к завершению онлайн-программы, используют методику «‎Таксономия Блума». Она представляет собой иерархическую систему целей, представленную в виде пирамиды. Чтобы достичь вершины, обучающиеся должны пройти последовательно все уровни. Ориентируясь на нее, вы сможете оценить итог эффективнее.

Платформы и инструменты для онлайн-обучения

Для организации онлайн-обучения применяют различные образовательные технологии. Выбор конкретного инструмента зависит от способа обучения.

Видеоконференции

Используются в асинхронном и смешанном формате. На платформах для видеоконференций хорошо проводить классические лекции и интерактивные уроки. Слушатели могут общаться со спикером, задавать вопросы в чате и получать ответы в режиме реального времени или после завершения лекции, разбирать примеры и кейсы.

Также такие площадки позволяют записать занятия. В случае, если кто-то из студентов не смог участвовать в онлайн-вебинаре, им высылаются материалы для самостоятельного изучения. Еще записи удобно пересматривать, если требуется освежить в памяти тему.

Рассмотрим самые распространенные платформы для проведения вебинаров.

  • Zoom — один из самых популярных инструментов. Позволяет проводить видеоконференцию для больших аудиторий: до 100 интерактивных участников и до 10000 неактивных зрителей (с правом просмотра, но без возможности участвовать в дискуссии). Есть интерактивная доска, на которой спикер может рисовать схемы или делать поясняющие записи.
  • МТС Линк (экс Webinar.ru) — российская платформа позволяет запустить вебинар онлайн, есть приложения для мобильных устройств на Android и iOS. Поддерживает конференции с участием до 200 человек, несколькими спикерами. Оснащен продвинутыми AI-инструментами — например, можно автоматически транскрибировать лекцию, составить резюме.
  • Вебинар FM — российская платформа для проведения видеовстреч и конференций. Позволяет организовать вебинары для 500 участников. Располагает возможностями показа слайдов, трансляции аудио и HD-видео. Есть онлайн-доски для рисования. Проводить занятия могут до 10 спикеров. Доступна функция интерактивных опросов, разделения на группы.

ЛМС (Learning Management Systems):

Системы управления обучением — это специальное ПО, предназначенное для организации и автоматизации образовательных процессов. ЛМС позволяют решить все основные задачи:

  • систематизировать учебные материалы;
  • наладить коммуникацию между студентами и преподавателями;
  • организовать проверку знаний в формате тестирования или экзаменов в режиме риал-тайм;
  • проанализировать эффективность программы;
  • настроить уровень доступа к заданиям (например, предусмотреть переход от одного этапа к другому только после успешно сданных тестов).

Рассмотрим популярные LMS-платформы, доступные в России.

  • iSpring — российская платформа для корпоративного обучения. Располагает готовыми шаблонами электронных курсов в различных сферах бизнеса и позволяет создавать собственные программы, адаптировать их под мобильные платформы. На площадке можно проводить онлайн-лекции, интерактивные занятия, оценивать знания с помощью тестов и опросов.
  • Moodle — платформа для организации вебинаров и онлайн-курсов, переведенная на 100+ языков, включая русский. Здесь можно проводить занятия и создавать симуляторы программ, разрабатывать скрипты и диалоговые тренажеры. При проверке знаний позволяет учитывать не только точность ответов, но и скорость выполнения задания.
  • Google Класс — бесплатный онлайн-сервис обеспечивает взаимодействие учащихся и преподавателей. На площадке можно размещать задания, транслировать видео, организовывать вебинары с помощью Google Meet, отслеживать выполнение задач риал-тайм, комментировать работы студентов и выставлять оценки. Для сбора фидбека и обмена мнений есть внутренний чат («Живая лента»).

Сервисы для организации занятий

Кроме основных платформ для онлайн-обучения, существуют дополнительные инструменты, позволяющие оптимизировать процесс получения и проверки знаний, наладить контакт между преподавателями и слушателями. Рассмотрим несколько полезных сервисов.

  • Онлайн-доски — аналоги стандартной школьной доски, которую учитель использует для пояснений. Также инструмент работает как флипчарт для демонстрации презентаций. На электронной доске можно печатать текст, добавлять стикеры, загружать изображения, рисовать схемы. Используйте удобные бесплатные сервисы типаVK Доска, Яндекс Концепт, Unidraw.
  • Сервисы для совместной работы с документами — позволяют выполнять индивидуальные и командные задачи, проверять работу учащихся, оставлять комментарии. С этой целью удобно использовать Google Docs, Яндекс Документы или WPS 365.
  • Коммуникационные платформы — обеспечивают связь между участниками и организаторами, позволяют отправлять текстовые, аудио- и видеосообщения, обмениваться файлами. Можно использовать общедоступные приложения для связи (Telegram, WhatsApp) или корпоративные мессенджеры (Compass, TrueConf, РОСЧАТ, Tada.team).

Подготовка материалов

После того как вы определились с целью и форматом, выбрали СДО, нужно загрузить на платформу образовательный контент. Но сначала необходимо собрать учебные материалы. Подготовка проводится в 3 этапа.

  • Организатор (заказчик) ставит задачу разработчикам программы. Он обозначает цель онлайн-курса, выделяет критически важные моменты, которые необходимо осветить.
  • Методолог самостоятельно или с помощью приглашенных экспертов собирает необходимую информацию, разрабатывает сценарий, пишет рекомендации, продумывает практические задания и тесты, конструирует черновой вариант курса.
  • Дизайнер подбирает иллюстрации, оформляет контент.

Выбор вида материалов

В зависимости от тематики и формы подачи, в программе могут использоваться следующие виды контента:

  • учебники и статьи — помогают глубже погрузиться в тему, самостоятельно изучить материал, найти дополнительную информацию;
  • презентации — классические и интерактивные для стимуляции усвоения знаний с помощью визуального ряда;
  • видео — записи лекций, инструкции для демонстрации процессов;
  • тесты и опросы для проверки знаний.

Какой формат выбрать для хранения материалов

Чтобы СДО работала корректно, важно правильно выбрать тип файлов для загрузки на платформу. Видео предпочтительно сохранять в MP4. Преимущества таких файлов:

  • высокая степень сжатия — упрощает трансляцию;
  • многозадачность — ролик может содержать видео и аудиоряд, субтитры;
  • совместимость — работает на устройствах с различными ОС;
  • качество — поддержка Full HD и 4K.

Текстовые материалы удобнее всего хранить в PDF. Плюсы формата:

  • документы сохраняются с неизменной структурой, независимо от программы, в которой их открывают;
  • можно добавлять и аннотации;
  • упрощает редактирование — внесение изменений в содержимое, исправление ошибок и опечаток;
  • позволяет интегрировать в документ изображения, ссылки;
  • обеспечивает безопасность и защиту от несанкционированного копирования — можно установить пароль на открытие файла или редактирование данных, добавить водяной знак[1] .

В PDF-формат удобно конвертировать и классические презентации PowerPoint. Это позволит избежать проблем из-за совместимости. Например, если проект был создан в последней версии программы, то пользователи, у которых Microsoft Office не обновлялся, не смогут открыть документ, или слайды будут отражаться некорректно. Этого не произойдет, если сразу перевести презентацию в PDF-формат[2] .

Мотивация и удержание интереса

Как организовать дистанционное обучение, чтобы получить максимальную отдачу со стороны студентов? Существует несколько способов повышения мотивации.

Геймификация

Использование игровых элементов и методик позволяет сделать обучение увлекательнее. В образовательном процессе могут использовать разные инструменты геймификации.

  • Сюжетная линия — уроки проводятся в формате компьютерной игры, студенты выбирают (или им назначают) персонажей, от имени которых они действуют.
  • Система достижений (ачивок) — перед учащимися ставится определенная задача, за выполнение которой им вручается награда.
  • Система наград (бейджи) — за прохождение заданий участники получают виртуальные медали.
  • Прохождение уровней — перейти на следующий этап можно только закрыв предыдущий.
  • Дополнительные миссии — необязательные задания, за выполнение которых студент получает бонусы (например, дополнительные баллы к оценке, подсказки при тестировании).

Геймификация позволяет поддерживать интерес на протяжении всего онлайн-курса. Фокус внимания учащихся перемещается с глобальных задач (усвоение материала) на решение конкретных задач (помочь персонажу справиться с проблемой, получить ачивку, повысить ступень в рейтинге).

Поощрения и конкурсы

На повышение эффективности хорошо работает внедрение состязательности. Можно проводить конкурсы на протяжении всего онлайн-обучения. На промежуточных этапах выявляется победитель локальных соревнований — тот, кто быстрее и лучше выполнит тест, первым найдет ответ на вопрос или чей проект займет более высокое место. В зависимости от сложности задания начисляются баллы. В конце курса они складываются, и выявляется победитель. Можно соревноваться в личном, командном и командно-личном зачете.

Для того чтобы стимулировать студентов участвовать в конкурсах и бороться за результативность, важно продумать систему нематериальных поощрений. Это могут быть грамоты и сертификаты, доступ к дополнительным материалам, право самостоятельного выбора темы для следующего проекта, освобождение от домашнего задания и т. д.

Персональный подход

Многие образовательные платформы позволяют адаптировать программы под персональные потребности студентов. Например, вы можете скорректировать темп: добавить часы на освоение сложного материала или ускорить прохождение темы. Индивидуальный подход помогает сохранить мотивацию у обучающихся, избежать разочарований.

Оценка знаний и обратная связь

Для проверки результатов в онлайн-обучении используются различные методики.

  • Система тестов, помогающая оценить усвоение материала. В проверочные работы входят вопросы, предполагающие простые или множественные ответы.
  • Симуляции и тренажёры — искусственное создание ситуации, требующей применения полученных навыков и знаний.
  • Учебные проекты — демонстрация навыков с помощью написания эссе, создания презентации, проведения эксперимента.

На LMS-платформах проверка тестов и результатов, полученных на симуляторах, происходит в автоматическом режиме. Можно поручить системе не только оценку корректности ответов, но и настроить дополнительные параметры. Например, на выполнение задания отводится определенное время, или следующий вопрос открывается, только если на предыдущий был дан верный ответ, либо устанавливается допустимый лимит ошибок — если он превышен, тест прерывается.

Также необходимо наладить обратную связь. Фидбек поможет оценить эффективность онлайн-курса, выявить недочеты, скорректировать программу. Чтобы упростить работу с отзывами и получить объективную оценку, рекомендуется разработать анкету с вопросами о полезности онлайн-курса, уровне сложности, доходчивости подачи, степени удовлетворенности результатами.

Заключение

Организация eLearning — сложный процесс. Чтобы получить запланированные результаты, необходимо:

  • правильно сформулировать цель образовательного проекта;
  • тщательно проанализировать аудиторию;
  • найти оптимальный формат и выбрать удобную платформу и инструменты для реализации;
  • подготовить учебные материалы и разработать привлекательный дизайн контента;
  • выработать эффективную методику оценивания;
  • поддерживать мотивацию на всех этапах;
  • получить обратную связь и оценить эффективность программы.
Рубрики: Цифровая дидактика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.