Имеются горы методической литературы, но налицо огромный дефицит практических рекомендаций по формулированию обучающих и воспитывающих целях урока. Проблеме воспитательных целей была посвящена статья «Воспитательные цели урока: как их добиваться?»
Предлагаю небольшой практикум на примере двух уроков, представленных в подборке «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Учитель истории и социально-политических дисциплин СШ № 27 г. Мытищи И.Ф. Богоявленская представила разработку урока «Реформы Петра Первого». Целеполагание ее урока было представлено следующим образом:
«Цели урока:
Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.
Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.
Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории»…
Как видим, цели поставлены традиционно: учитель формулировал их, прежде всего, для себя. Они описывают сам процесс урока. Хотя и для себя учитель сформулировал данные цели недостаточно четко.
Совершенно неясно, как он собирается достичь результатов, какими средствами, приемами педагогической техники. Парадокс заключается в том, что ниже учителем описывается замечательный урок, где присутствуют и формы активизации познавательной деятельности учеников, и приёмы обратной связи.
Причем поставленные перед учениками задания работали на добротный конечный результат. Итак, какие цели данного урока можно было бы поставить перед учениками, исходя из материала, представленного учителем?
Задание 1.
Выберите государственные реформы, проведённые Петром 1.
1. Создание Государственного Совета
2. Учреждение Боярской думы
3. Роспуск магистратов
4. Организация коллегий
5. Создание Сената
6. Введение губернского административного деления
7. «Жалованная грамота дворянству»
8. Провозглашение империи
9. Уничтожение патриаршества
10.Уничтожение Синода
Задание 2.
Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра 1 и введенные им.
1. Празднование Нового года 1 января
2. Летоисчисление с сотворения мира
3. Летоисчисление с рождения Иисуса Христа
4. Короткий кафтан
5. Проведение ассамблей
6. Хорошие манеры при поведении в обществе
7. Празднование Нового года 1 сентября
8. Длинные рукава у одежды
9. Обязательность бороды
10. Недопущение женщин в мужское общество
Задание 3.
В предложенном историческом диктанте укажите не менее 6-ти признаков, характеризующих реформы Петра Первого.
Задание 4.
Из предложенных характеристик о Петре Первом выберите ту, которую вы считаете наиболее объективной в оценке его деятельности.
Первые два задания фактически остались неизменными. Исторический диктант (задание 3), представленный учителем в опубликованном материале, на мой взгляд, требовал некоторой доработки. Вместо задания «Вставить пропущенные слова», мы предлагаем ученикам задание, которое поможет и учителю, и ученику четко определить, усвоен учебный материал или нет, то есть достигнута учебная цель или нет.
Можно согласиться с теми специалистами, которые считают, что
учебные цели, поставленные операционально и диагностично, следует считать учебными задачами.
Как видим, мы предложили ученикам ряд учебных задач, ставших для ученика реальными, осязаемыми, выполнив которые, и ученик, и учитель смогут выяснить: насколько качественно усвоен учебный материал.
Хочу обратить внимание на задание 4, которое полностью отсутствовало у учителя. Если первые три задания обладают количественной измеримостью, то задание 4 предполагает качественную оценку и преследует конкретную воспитательную цель урока.
Итак, мы предлагаем ученику нравственный выбор, личностную оценку деятельности данного исторического персонажа. Ученик может обосновать свой ответ, приводя известные ему факты, доказать свою точку зрения.
Формулирование воспитательных целей представляет определённые трудности. Поэтому давайте рассмотрим ещё один урок.
Урок литературы
Андреева О.Н. учитель русского языка и литературы МОУСОШ № 49 г. Барнаул. «Я – изысканность русской медлительной речи…» (урок обобщения изученного по теме «Серебряный век русской поэзии»).
Вот как сформулирована воспитательная цель урока:
«воспитание уважительного отношения к национальной литературе»
Сама формулировка воспитательной цели не предполагает достижение конкретного результата за определенный отрезок времени. Вполне естественно, за урок учитель не может ставить достижение таких целей.
Но каждый урок через систему воспитательных задач должен работать на воспитание уважительного отношения к национальной литературе. Что является, конечно, не локальной, а стратегической целью.
Учитывая тот факт, что учитель проводит по данной теме обобщающий урок, он должен выйти на конкретный результат. К этому времени ученики уже могут отдать предпочтение какой-то ценности, высказать свою точку зрения. И, кстати, в одном из заданий учителя ученики имеют возможность выразить свое мнение:
«Опираясь на содержание слайда, запишите высказывание о многообразии критических оценок Серебряного века, располагая их в любом логическом порядке. Оценку, которая кажется вам более справедливой, поставьте на последнее место и аргументируйте свой выбор».
Безусловно, постановка воспитательных задач требует от учителя изобретательности и разработки не столько количественных, сколько качественных критериев оценки их решения, большого эмоционального напряжения при проведении урока, поиска технологических приемов для создания максимально комфортного для учащихся эмоционального фона учебного занятия.
Вы показали неправильные цели урока. А как сформулировать правильно, чтобы цель была диагностична и измеряема? Какие цели надо поставить? И перечисляете задания. Задания переписывать в цель?
Нет, задания в цель не надо переписывать. Перед учениками должны быть четко поставленные и выполнимые учебные задачи. А о постановке целей, их достижении и многом другом подробно написано в моей книге «Технология целеполагания урока»