Современные образовательные технологии ориентируются на высокую познавательную активность учеников и студентов. Все чаще продуктом деятельности обучаемого, помимо давно известных сочинений, становятся рефераты, доклады, эссе, авторские блоги.
Однако далеко не всегда учитель может оценить уникальность ученической работы. Больше того, определяя тему задания, педагог заранее мирится с тем, что ученик не будет заниматься собственным исследованием, а просто обратится в интернет, где в его распоряжении целый ряд коллекций рефератов или даже готовых диссертаций на заданную тему.
В итоге ученики получают оценки за чужие идеи, и разница между тройкой и пятёркой заключается лишь в качестве заимствованных материалов.
Как избежать формализма?
Ответ очевиден: формировать культуру цитирования.
Прежде всего учителю необходимо начать с себя.
Сплошь и рядом мы наблюдаем некомпетентность учителя в публикациях как печатных, так и электронных.
1. Откровенный плагиат.
К сожалению, культура цитирования в самой преподавательской среде весьма низкая. Сплошь и рядом на образовательных сайтах и порталах публикуются учительские статьи, план-конспекты уроков. Порой достаточно одного взгляда, чтобы увидеть банальный плагиат.
Такие учителя вынуждены заниматься интеллектуальным воровством из-за формальной организации аттестации педагогических кадров. Одним из условий её успешного прохождения является публикация методических пособий и статей. Между тем, многим учителям с богатой практикой легче дать серию открытых уроков, нежели написать 2-3 страницы.
2. Псевдоавторская статья.
В данном случае статья представляет собой набор цитат из различных источников. Статью завершает перечень использованных источников. Однако критическое осмысление, авторский подход отсутствует. Налицо избыток цитирования.
С этим связано и такое сложное явление как учительская блогомания.
К сожалению, многие учительские интернет-странички страдают избытком цитат из других блогов, сайтов. Авторские права соблюдаются. Но полезности в таких ресурсах мало.
Лишь тот учитель, который обладает достаточной культурой цитирования, соблюдающий авторские права, имеет моральное право требовать от учащихся самостоятельности в выполнении творческих работ.
Учитель должен сформулировать свои требования к ученическим проектам, рефератам, докладам, ориентируя подопечных на творческое отношение, исследование, анализ.
Очень многое зависит от заданной темы. Если учитель подберёт оригинальные мало изученные или вообще не изученные темы,- это уже будет гарантией эксклюзивности, авторства.
Проверку сочинений, эссе, докладов, рефератов поможет облегчить АНТИПЛАГИАТ.
Об использовании этой системы следует предупредить учащихся заранее. Уже это поможет усилить ответственность ребят.
Таких программных оболочек много. Вот лишь несколько.
Она позволяет проверить вводимые тексты. Есть возможность просто загрузить файл или указать адрес проверяемого сайта. При желании программу можно загрузить в компьютер. Но это вовсе не обязательно, т.к. все равно вам необходим будет интернет для проверки.
Проект TEXT.RU
Разработчики используют свои оригинальные подходы и схемы. Проект развивается.
Проект АНТИПЛАГИАТ
Этот проект известен вузовским педагогам с 2005 года. База системы насчитывает более 60000000 источников.
Используя антиплагиат, учитель должен считаться с некоторой случайностью проверки.
Во-первых, вовсе не обязательно, что проверяемый текст является плагиатом. В любой авторской статье могут быть так называемые «общие места», штампы, которые используются автором машинально без использования других источников.
Во-вторых, чтобы добиться большей объективности, посоветовал бы использовать несколько антиплагиатов, которые могут показать совершенно разные результаты.
Печальные результаты ЕГЭ показывают, что наши дети все меньше и меньше умеют излагать собственные мысли. Стандартные вопросы лишают оригинальности мышления.
Если учитель откажется от формального отношения к организации предметной творческой деятельности учащихся, то в результате моральное удовлетворение от учебных результатов получат обе стороны.