Информационный взрыв, который кардинально изменил современное общество, безусловно, наряду с положительными последствиями, несёт в себе много опасностей. Информационная перенасыщенность требует от руководителей всех уровней умелого управления информационными потоками.
Одна из их главнейших задач: уберечь своих подчинённых от обилия ненужной и мало полезной информации. Однако в который раз мы убеждаемся, что чиновники от образования этого делать не умеют. А если это неумение помножить на некомпетентность многих горе-руководителей, то мы получаем с вами весьма взрывоопасный коктейль.
У меня появилась одна весьма продуктивная, но, к сожалению, почти невыполнимая ИДЕЯ:
ЗАПРЕТИТЬ ЧИНОВНИКАМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОЧИХ ЦЕЛЯХ КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ.
Конечно, это не реально. Однако пофантазируем.
В таком случае мы получим целый ряд очень серьёзных преимуществ.
1. Количество различного рода циркуляров уменьшится в разы.
Раньше, в докомпьютерную эпоху, любое распоряжение необходимо было отправлять телефонограммой, затем факсом. Это процесс трудоёмкий и длительный. Циркуляров было мало. Зато почти каждое решение было взвешенным и рассчитанным на длительный срок.
В наши дни достаточно одного щелчка по клавише, чтобы отправить рассылку по сотням адресатов. Или разместить очередное маловразумительное распоряжение на сайте министерства или ведомства и требовать его неукоснительного выполнения от всех подчинённых.
Опрос, организованный в Дидакторе, убедительно доказывает, что количество всякого рода отчётов в образовательных учреждениях выросло, несмотря на клятвенные обещания министра образования Д.В. Ливанова.
2. Качество документов заметно улучшится.
Современные исследователи подчеркивают, что доступ к обилию информации изменил наш образ мышления.
Когда в наших руках лишь карандаш или ручка, мы получаем замечательную возможность ТВОРИТЬ гораздо продуктивнее. У человека лучше работают те части мозга, которые отвечают за наглядно-образное, логическое, конструктивное мышление.
Эх, где та замечательная пора надкусанных ручек и карандашей — побочный результат наших творческих мук?!…
Тогда будет меньше «ляпов» в документах федерального значения: Законе об образовании, ФГОСах и ряде других.
Зачастую современные документы являются компиляцией из целого ряда источников. Скопировали часть одного документа, второго, третьего… Собрали вместе. И даже не убедились в том, то цельность в новом «шедевре» изначально отсутствует.
3. Улучшится качество учебников.
Не секрет, что самым доходным в издательском бизнесе является выпуск учебной литературы.
Безудержная гонка за самым массовым читателем приводит к все более частому изданию откровенной халтуры. Первые дни сентября начинаются для многих учителей с того, что они просят учеников открыть учебники, взять карандаши и аккуратно выправить допущенные грамматические, фактологические «ляпы».
Безусловно, цифровое мышление коснулось образования и науки в целом. Поэтому можно фантазировать дальше. Итак, если не будет компьютеров, то…
4. Будет меньше «липовых» диссертаций.
Кардинальным образом изменилась стратегия научного мышления. Путь познания (от незнания к знанию, от знания неполного, неточного — к более полному, более точному) перестал быть мучительным, но зато эффективным процессом.
Современные технологии позволяют нам с ходу перейти к самым передовым знаниям. Однако далеко не всегда это будет полезным для того, кто лишь в начале познавательного поиска.
Нередко молодые учёные кропотливую работу в лабораториях, библиотеках и архивах заменяют быстрым поиском необходимой информации в Интернете. Компилированные научные знания стали массовым явлением.
В итоге диссертаций много, а достойных научных открытий мало.
«Выпечка» диссертаций пошла на поток. Иногда больше усилий доставляет «придумывание» темы научного исследования, нежели работа над проблемой. Особенно таких псевдонаучных работ много в педагогике.
5. Будет больше творчества в работе учителя.
Обилие бумажных дел, мешающих основной работе учителя, зачастую приводит к его поверхностной подготовке к урокам. Учитель вынужден судорожно искать в Интернете не новые идеи, а готовые поурочные разработки.
Вывод очевиден:
Нельзя позволить такому мощному и универсальному инструменту, как компьютер, из помощника превращаться в хозяина нашей жизни.