Крамольные мысли о том, как бороться с современной бюрократизацией образования и науки

kram

Информационный взрыв, который кардинально изменил современное общество, безусловно, наряду с положительными последствиями, несёт в себе много опасностей. Информационная перенасыщенность требует от руководителей всех уровней умелого управления информационными потоками.

Одна из их главнейших задач: уберечь своих подчинённых от обилия ненужной и мало полезной информации. Однако  в который раз мы убеждаемся, что чиновники от образования этого делать не умеют. А если это неумение помножить на некомпетентность многих горе-руководителей, то мы получаем с вами весьма взрывоопасный коктейль.

У меня появилась одна весьма продуктивная, но, к сожалению, почти невыполнимая ИДЕЯ:

ЗАПРЕТИТЬ ЧИНОВНИКАМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОЧИХ ЦЕЛЯХ КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ.

Конечно, это не реально. Однако пофантазируем.

В таком случае мы получим целый ряд очень серьёзных преимуществ.

1. Количество различного рода циркуляров уменьшится в разы.

Раньше, в докомпьютерную эпоху, любое распоряжение необходимо было отправлять телефонограммой, затем факсом. Это процесс трудоёмкий и длительный. Циркуляров было мало. Зато почти каждое решение было взвешенным и рассчитанным на длительный срок.

В наши дни достаточно одного щелчка по клавише, чтобы отправить рассылку по сотням адресатов. Или разместить очередное маловразумительное распоряжение на сайте министерства или ведомства и требовать его неукоснительного выполнения от всех подчинённых.

Опрос, организованный в Дидакторе, убедительно доказывает, что количество всякого рода отчётов в образовательных учреждениях выросло, несмотря на клятвенные обещания министра образования Д.В. Ливанова.

2. Качество документов заметно улучшится.

Современные исследователи подчеркивают, что доступ к обилию информации изменил наш образ мышления.

Когда в наших руках лишь карандаш или ручка, мы получаем замечательную возможность ТВОРИТЬ гораздо продуктивнее. У человека лучше работают те части мозга, которые отвечают за наглядно-образное, логическое, конструктивное мышление.

Эх, где та замечательная пора надкусанных ручек и карандашей — побочный результат наших творческих мук?!…

Тогда будет меньше «ляпов» в документах федерального значения: Законе об образовании, ФГОСах и ряде других.

Зачастую современные документы являются компиляцией из целого ряда источников. Скопировали часть одного документа, второго, третьего… Собрали вместе. И даже не убедились в том, то цельность в новом «шедевре» изначально отсутствует.

3. Улучшится качество учебников.

Не секрет, что самым доходным  в издательском бизнесе является выпуск учебной литературы.

Безудержная гонка за самым массовым читателем приводит к все более частому изданию откровенной халтуры. Первые дни сентября начинаются для многих учителей с того, что они просят учеников открыть учебники, взять карандаши и аккуратно выправить допущенные грамматические, фактологические «ляпы».

Безусловно, цифровое мышление коснулось образования и науки в целом. Поэтому можно фантазировать дальше. Итак, если не будет компьютеров, то…

4. Будет меньше «липовых» диссертаций.

Кардинальным образом изменилась стратегия научного мышления. Путь познания (от незнания к знанию, от знания неполного, неточного — к более полному, более точному) перестал быть мучительным, но зато эффективным процессом.

Современные технологии позволяют нам с ходу перейти к самым передовым знаниям. Однако далеко не всегда это будет полезным для того, кто лишь в начале познавательного поиска.

Нередко молодые учёные кропотливую работу в лабораториях, библиотеках и архивах заменяют быстрым поиском необходимой информации в Интернете. Компилированные научные знания стали массовым явлением.

В итоге диссертаций много, а достойных научных открытий мало.

«Выпечка» диссертаций пошла на поток. Иногда больше усилий доставляет «придумывание» темы научного исследования, нежели работа над проблемой.  Особенно таких псевдонаучных работ много в педагогике.

5. Будет больше творчества в работе учителя.

Обилие бумажных дел, мешающих основной работе учителя, зачастую приводит к его поверхностной подготовке к урокам. Учитель вынужден судорожно искать в Интернете не новые идеи, а готовые поурочные разработки.

Вывод очевиден:

Нельзя позволить такому мощному и универсальному инструменту, как компьютер, из помощника превращаться в хозяина нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.