Какими навыками должен обладать учитель при работе с искусственным интеллектом

Искусственный интеллект помогает учителю обрабатывать огромные объёмы информации, генерировать новый контент, анализировать достигнутые результаты и принимать решения о формировании новых образовательных траекторий. Фактически в сфере образования искусственный интеллект (ИИ) превратил традиционные отношения учитель — ученик в отношения учитель — искусственный интеллект — ученик. Сложившаяся ситуация требует переосмысления роли учителя и его компетенций, необходимых в эпоху ИИ. Однако мы наблюдаем определённое отставание соответствующих учреждений в разработке образовательных программ по обучению учителей работе с искусственным интеллектом. В результате многие преподаватели вынуждены заниматься этим самостоятельно, как правило, бессистемно и интуитивно.

Система формируемых компетенций в области искусственного интеллекта устраняет этот пробел, определяя знания, навыки и ценности, которыми должны обладать учителя.

Когда дело доходит до использования образовательного потенциала ИИ, крайне важно развивать правильные, профессионально необходимые учительские навыки.

Причём под навыками следует подразумевать не только технические возможности, такие как программирование или написание продвинутых подсказок. Речь идёт о более широком наборе компетенций, необходимых для планирования учебного процесса и разработки контента (интерактивных уроков, презентаций, учебного видео), системы автоматического контроля и оценивания, применения искусственного интеллекта в управлении образовательной практикой.

Все эти навыки можно разделить на две большие категории: технические и нетехнические.

Технические навыки включают в себя понимание того, как работает искусственный интеллект, знание инструментов и платформ, а также умение создавать эффективные запросы. Несомненно, это важно, но это лишь часть общей картины.

Хотелось бы также обратить внимание на нетехнические навыки, которые часто недооцениваются, но являются абсолютно необходимыми для формирования критического мышления, определяющего, насколько оправданно и эффективно учитель внедряет искусственный интеллект в свои занятия. Именно эти навыки определяют, станет ли ИИ системой поддержки или, наоборот, станет источником путаницы и методических провалов учителя.

Большинство описанных в научных публикациях навыков учителя, связанных с искусственным интеллектом, к сожалению, являются слишком общими, весьма оторванными от реалий обучения. Постараемся максимально заземлиться.

Навыки учителя при работе с искусственным интеллектом

Основываясь на своих публикациях, посвящённых обзору инструментов искусственного интеллекта, на общении с преподавателями и свой многолетний практический опыт, предлагаю рассмотреть ключевые навыки в области ИИ, необходимых именно учителям. Это не просто модные словечки. Они основаны на практике и включают в себя такие навыки, как:

Значение

Учитель должен выйти на понимание того, когда и в каких ситуациях искусственный интеллект действительно приносит дидактическую пользу, а когда это просто информационный шум или блеф.
Понимание того, когда искусственный интеллект приносит пользу, а когда нет. При появлении новых ИИ-инструментов необходимо вовремя разглядеть чрезмерный ажиотаж и стремиться к формированию реалистичных ожиданий. Это часто происходит тогда, когда тот или иной сервис на основе ИИ является общим, предназначенным не только для образования.

Сотрудничество

Следует рассматривать искусственный интеллект не как замену, а как мыслящего партнёра, который может расширить возможности учителя в обучении.

Интеграция обучения

Образовательная организация или отдельный учитель принимают обоснованные педагогические решения о том, где искусственный интеллект уместен, а где нет. Конечно следует выбирать тей нейросети, которые помогут в системном подходе использования искусственного интеллекта.

Эти и другие аспекты, такие как этические нормы, автоматизация задач и предварительная цифровая грамотность, формируют практическую основу, на которую могут опираться преподаватели.

1. Решение проблем
Использование искусственного интеллекта для выявления педагогических проблем, поиска решений и поддержки принятия организационных решений в сфере преподавания и обучения.

2. Критическое Мышление
Анализ и оценка контента, созданного искусственным интеллектом, для определения его релевантности, точности и полезности. Не стоит забывать, что искусственный интеллект, как правило, пользуется большими интернет-данными, которые не всегда логичны, объективны и безгрешны. Если вы пользуетесь зарубежными нейросетями, не забывайте, что они опираются на другие образовательные программы, часто далёкие от российских.
Оценка качества и целесообразности результатов, инструментов и рекомендаций ИИ.

3. Сотрудничество
Нейросети предоставляют большие возможности взаимодействия с коллегами, учениками и даже инструментами искусственного интеллекта для совместного создания контента, организации мозговых штурмов или решения учебных задач.

4. Этические нормы
Одной из важнейших проблем является выявление и решение этических проблем, связанных с использованием искусственного интеллекта: возможная предвзятость в выборе фактов, использование стереотипов, конфиденциальность данных и справедливость оценки. Учитель должен ещё «на берегу» договориться с учениками об их использовании искусственного интеллекта при подготовке проектов, рефератов и т.д.

5. Цифровая грамотность
Современная цифровая грамотность учителя — это понимание того, как искусственный интеллект вписывается в более широкую цифровую экосистему, то есть инструментов, платформ и потоков данных.

6. Оперативное проектирование
Уровень сотрудничества с нейросетью зависит от качества создания чётких, точных подсказок, которые помогут искусственному интеллекту выдавать наиболее полезные ответы с учётом контекста, индивидуальных запросов учителя, его стремления к персонализации обучения.

7. Интеграция в систему обучения
Системность в применении искусственного интеллекта проявляется в целях, способствующих эффективной педагогике: планировании уроков, дифференциации, организации обратной связи и вовлечение учащихся в проектную деятельность с помощью ИИ.

8. Автоматизация задач
Учитель может рационально использовать искусственный интеллект для экономии времени за счет автоматизации повторяющихся задач, таких как написание электронных писем, создание цифровых образовательных ресурсов.

Заключительные мысли

Поскольку искусственный интеллект продолжает развиваться, легко увлечься инструментами и забыть о своём профессиональном мышлении. Но реальное влияние нейросетей зависит не от того, как использовать новейшее приложение, а от того, когда, почему и нужно ли это делать. Если мы хотим, чтобы искусственный интеллект действительно поддерживал образование, нам нужно выйти за рамки ажиотажа и начать создавать практичные, ориентированные на человека образовательные приложения с искусственным интеллектом.

Надеюсь, публикации Дидактора последних двух лет помогут вам лучше разобраться в полезности ИИ-инструментов.

Рубрики: онлайн сервисы, Цифровая дидактика | Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.