Как знакомиться с классом?

main_big

Судя по статистике, большой интерес читателей Дидактора вызвала статья «Техника педагогического общения». В ней сообщалось о нескольких приёмах данной техники. Хотелось бы конкретизировать один из важнейших аспектов: ЗНАКОМСТВО С КЛАССОМ.

Как правило, проводимые тренинги и мастер-классы об искусстве первого впечатления касаются несколько иных сфер: прежде всего, делового общения.

Конечно, и там можно найти много полезных рекомендаций. Однако мы должны считаться со спецификой педагогического общения, с возрастными особенностями детей.

Учитель, не сумевший произвести правильное впечатление в первые минуты знакомства с классом, на подсознательном уровне вносится учениками в список скучных и малоинтересных для них взрослых людей. Изменить это, разумеется, можно. Но придётся приложить для этого массу усилий. А может быть и не удастся.

У ребят уже выработается на вас стойкий стереотип, и даже обидная кличка, о которой можете и не знать.

Первый урок во многом предопределяет дальнейшую вашу работу в этом классе.

В упоминавшейся статье кратко сообщалось об эффективном приёме знакомства с классом:

вместо банального, скучного и совершенно бесполезного знакомства по журналу, попросите класс представиться.

Рассмотрим более детально различные варианты ЗНАКОМСТВА С КЛАССОМ.

Первый вариант.

Пусть каждый ученик расскажет о своём соседе по парте. Чем он выделяется среди одноклассников, чем увлекается. Как успевает по вашему предмету.

Уберите классный журнал в сторону. Все равно вы не запомните абсолютное большинство фамилий. Кроме того, вы потеряете зрительный контакт с классом. А он очень важен при первой встрече.

Неправильными действиями вы заложите первые кирпичики в стену непонимания и недоверия.

Второй вариант.

Пусть каждый ученик проведёт свою мини-презентацию. Для того, чтобы облегчить им самопредставление, напишите на доске или высветите на экране начало нескольких предложений:

  • Меня зовут …
  • Мои любимые школьные предметы — …
  • Ваш предмет мне нравится (или не нравится), потому что…
  • Кроме учёбы я увлекаюсь…

Такой небольшой шаблон не только облегчит ребятам изложить суть, но и поможет сэкономить время, поставит всех в равные условия.

И, конечно, знакомство с классом необходимо начать с представления себя.

Четко произнесите, а лучше напишите на доске или воспроизведите на экране фамилию, имя и отчество.

Первый вариант.

Кратко расскажите о себе. Хорошо если по той же форме, какую вы предложили детям:

  • Меня зовут…
  • В моём школьном детстве мне нравились …
  • Мой предмет мне нравится потому, что…
  • Кроме моей работы я увлекаюсь…

Равные условия представления дадут первые ростки доверия к вам.

Не стесняйтесь сказать о своих заслугах, наградах, достижениях.  Пусть даже не связанных с Вашим предметом.

Второй вариант.

Предложите ребятам составить краткий рассказ о вас. Для этого напишите на доске несколько ключевых слов, которые характеризуют вас. Вовсе не обязательно очень строго. Можно немного пошутить. Ведь волнуетесь не только вы при первой встрече, но и ребята:

  • Молдавия
  • история
  • Бендерская крепость
  • дети
  • волейбол
  • творог со сметаной

У каждого из учеников может сложиться свой рассказ. Но общее понимание будет одно:

Вы родом из Молдавии. Ваша профессия — учитель истории. У вас есть дети (вы любите детей). Вы увлекаетесь волейболом. Ваша любимая еда — творог со сметаной.

Заслушайте несколько рассказов. Прокомментируйте их. Дополните при необходимости. Какое-то из ключевых слов (в данном случае Бендерская крепость) может вызвать недоумение учеников. А значит и повышенное внимание. Возможно они предложат свои варианты, далёкие от действительности. Но в любом случае сохранится интрига. Резюмируя, вы можете прокомментировать: «Я — автор книги о Бендерской крепости».

Если вы не совсем уверены в классе, то второй вариант можно провести после знакомства с классом, когда первые барьеры недоверия уйдут. Но даже в таком случае в начале урока необходимо сообщить имя и отчество.

В завершении ЗНАКОМСТВА С КЛАССОМ следует кратко сообщить о некоторых своих условиях.

К примеру, каждому завести рабочую тетрадь, брать на урок фломастеры (атлас, контурные карты и т.п.).

Чего НЕЛЬЗЯ делать при первой встрече с классом?

  • Запугивать своими требованиями.
  • Противопоставлять свой школьный предмет остальным.
  • Знакомить учеников с излишними подробностями из личной жизни.

Даже доверительное педагогическое общение требует соблюдение дистанции. И, разумеется, если вы получили карт-бланш при первой встрече, то есть почувствовали, что вам удалось произвести более чем положительное ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ на учеников, то в дальнейшем постарайтесь закрепить успех.

Если у учеников наступит в дальнейшем разочарование в учителе, то последний надолго попадёт в их «чёрный список».

Комментарии к “Как знакомиться с классом?

  1. Тамара говорит:

    Нравится интересный приём для школьников 5-6 классов — измерить и сложить длину всех улыбок в классе)))

  2. Татьяна говорит:

    Спасибо! В теории всё безукоризненно, только на деле, увы, не все педагоги применяют эти старые истины, которые нынче ярко именуют педтехнологиями.

  3. Анастасия Малкова говорит:

    Приёмы очень интересные! Сегодня иду в новый класс и обязательно воспользуюсь ими. Спасибо большое!

  4. Татьяна говорит:

    Поздновато попала на ваш сайт, но практически провела знакомство так как вы советуете. А свое представление классу представила в виде стихотворного послания. Это действительно очень действенно, но главное не разрушать это первое впечатление, а увлечь и влюбить детей в свой предмет!

  5. Анастасия говорит:

    Интересный вариант, где учащиеся должны рассказать об учителе. Хорошо для урока русского языка или литературы.

    Жаль только, что не перечислены методики запоминания имен — это тоже важно, особенно при первом знакомстве. Вот здесь: http://www.mob-edu.ru/#!5-шагов-к-знакомству-с-учениками-в-начале-учебного-года/cx4g/55f2a35d0cf24e84f7672014 интересно рассказано про «снежный ком» и коллаж с целями учителя и учеников — хочу попробовать это на практике.

    А раньше я после 1 урока делала схему кабинета с партами и подписывала, кто где сидит. Но сейчас у нас рассадка более свободная, ученики, особенно старшеклассники, часто пересаживаются. Поэтому приходится тренировать память 🙂

    • Георгий говорит:

      Добрый вечер, Дарима! Желаю удачи! Напишите, пожалуйста, пригодились рекомендации?

  6. Наталья говорит:

    На уроке ин яз можно сделать в виде кроссворда. Дети пишут свое имя на ин.яз и к каждой букве подбирают слово, как-то характеризующее их. Затем рассказывают, поясняя как это с ними связано. Таким образом и познакомились, и выявили уровень

  7. Раиса говорит:

    Очень хороший сайт!
    Кое-что взяла для себя и из комментарий, спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.