Как учитель может повлиять на формирование цифровой образовательной среды?

Прошли времена, когда учитель использовал цифровые технологии в своей работе эпизодически, с большими паузами и лишь для выполнения некоторых конкретных учебных задач. Сейчас всё больше речь идёт об использовании цифровых технологиях как системы. И, безусловно, учитель может и должен принять активное участие в формировании цифровой образовательной среды школы и даже класса. И если говорить о системе, то отдельный педагог способен создать такую среду и сам, если учтёт ряд очень важных условий.

1. доступ для всех

Цифровой разрыв в нашем обществе реален. Хотя может показаться, что компьютеры, ноутбуки, планшеты и мобильные устройства существую везде и у всех: как в школе, так и дома, разрыв по-прежнему сохраняется из-за социально-экономических и географических условий. Многие семьи в сельской местности не могут себе позволить широкополосную связь дома или купить смартфон.

Для решения этой проблемы, которая продолжает оказывать серьезное воздействие на разницу в образовании, школы и отдельные учителя могут найти способы помочь учащимся получить доступ к цифровым технологиям в школе и дома, независимо от того, где они находятся: в небольшом городке или в самой отдалённой деревушке.

И ещё одно. Несмотря на противоречивое отношение общества о запрете ученикам приносить в школу гаджеты, подумайте о потенциальных возможностях их использования, готовности вас и ваших учеников их использования в образовательных целях.

2. наличие Системы Управления Обучением

Помимо доступа, возможно, наиболее важным компонентом вашей среды обучения  является надёжная система управления обучением. Причём данную систему следует рассматривать не просто  как контент-платформу. Ваша система управления может стать инструментом для онлайн-обучения, управления ресурсами, планирования, общения и других повседневных действий.

Другими словами, надёжная система управления обучением является центром, вокруг которого может вращаться вся деятельность в классе, оптимизируя и улучшая образовательные условия для каждого ученика.

В обычном классе у вас могут быть полочка для рабочих тетрадей учащихся, обязательные учебные задачи и домашние задания, написанные на классной доске, распечатанная рабочая программа, раздаточные материалы и задания, учебники, дополнительные материалы на бумажных носителях и, конечно же, традиционные методы обучения.

Благодаря налаженной системе управления обучением все: от учебных программ до заданий, от банка образовательных ресурсов до интеграции различных цифровых приложений, — включено в вашу образовательную платформу.

Меняются и методы обучения. В цифровой образовательной среде вы можете использовать возможности вашей цифровой платформы, чтобы ученики могли создавать свои проекты, совместно работать с другими, могли ежедневно следить за своими результатами обучения и видеть конкретные пути решения возникших личных проблем. Учитель может получить мгновенную обратную связь с каждым из учеников. Ваши ученики имеют доступ к разнообразным образовательным ресурсам, о которых позаботился педагог.

Безусловно, это невозможно в аналоговой среде.

3. Профессиональное развитие и опыт преподавателя/ученика

Мы находимся в эпицентре величайших, самых быстрых изменений в истории человечества. Печатный станок, электричество, автомобиль, самолёты и космические аппараты бледнеют по сравнению с современной технологической революцией и тем, что ежедневно происходит на наших глазах. Иногда это сложно понять. Иногда нас просто пугает цифровое будущее.

Учителя нуждаются в повседневном профессиональном развитии. Любое повышение квалификации, любой семинар и вебинар должны нести в себе внедренческое начало. Чтобы любую новую образовательную идею можно было бы тут же использовать в своей образовательной практике.

Как и ученики, учителя также нуждаются в постоянной обратной связи, чтобы получить своевременную квалифицированную консультацию, чтобы первые возникшие неудачи не привели их к разочарованиям и неверию в свои силы.

Другими словами, важно не просто учить учителей цифровым инструментам и  технологиям, которые способны повлиять на их образовательную практику. Вводя цифровые инструменты в классе, они должны чувствовать поддержку методистов, образовательных технологов, получать обратную связь в режиме реального времени в течение всего учебного года и даже в каникулярное время, когда есть возможность поработать над собой.

Несмотря на то, что учеников называют «цифровыми аборигенами», их также необходимо учить, как пользоваться конкретными инструментами. Важно максимально использовать их имеющийся цифровой опыт.

Сейчас, больше, чем когда-либо, ученики нуждаются в учителях, которые помогут им понять, как ориентироваться в перенасыщенной цифровой образовательной среде. Ученики нуждаются в руководстве учителя, как грамотно использовать презентационные программы, такие как PowerPoint, Open Office, Prezi и другие, чтобы не убивать классную аудиторию большими блоками текста, а максимально использовать имеющиеся визуальные возможности представления информации.  Опыт взрослых имеет решающее значение для учеников, чтобы они максимально эффективно использовали информационно-образовательные технологии, несмотря на имеющийся стереотип, что дети  родились готовыми к жизни в цифровом обществе.

4. формирование позитивного отношения

Несмотря на хвалебные отзывы о достоинствах цифровой эпохи, успех в классе чаще всего сводится к наличию позитивных отношений и продуктивного педагогического общения.

Формирование благожелательных отношений с учениками,  помимо позитивного настроя, означает также установление чётких ожиданий учеников и постоянное  сопровождение, поддержку их обучения, чтобы гарантировать, что содержание ими обязательно будет понято, что они получат своевременную помощь в случае возникающих трудностей. Именно в условиях эффективных образовательных  взаимоотношений между учителями и учениками изучение и использование цифровых технологий доставит радость и не будет выглядеть тяжёлой обременительной работой.

Не менее важны чёткие и открытые каналы коммуникации. Цифровая среда обучения предоставляет возможности для ряда новых методов общения, от живого чата и социальных сетей до различных приложений и инструментов общения. Ваша цифровая среда обучения должна быть гостеприимной и эффективной для всех категорий учащихся.

5. формирование цифрового гражданина

Цифровое гражданство должно стать краеугольным камнем здоровой и продуктивной цифровой среды обучения. В дополнение к безопасному поведению в интернете, цифровое гражданство должно побуждать учащихся активно использовать технологии в интересах школьного сообщества и сообщества в целом, а также ответственно относиться к поиску необходимой информации в интернете, принимать разумные решения в отношении её достоверности и надежности.

Учащиеся уже понимают, что необходимо формирование определённой культуры цифрового гражданского общества. Дайте им возможность высказаться, поучаствовать в формировании морального кодекса цифрового гражданина.

_______________________________________________________________

Цифровая образовательная среда является уже данностью. И ученики должны быть готовы к ней во время учёбы в вузе и колледже. Даже современная работа очень часто требует от молодых людей постоянного самообразования. Сосредоточив внимание учащихся на этом, вы создадите цифровую среду обучения, которая обеспечивает доступ для всех учеников, уважает их потребности и развивает их как заботливых, сострадательных, энергичных граждан цифровой эпохи.

Один комментарий к “Как учитель может повлиять на формирование цифровой образовательной среды?

  1. Елена говорит:

    Все инновационные технологии ничего не дадут, если не выработать чёткую систему обучения. Девайсы это лишь приспособление, в первую очередь сё зависит от преподавателя. Я пыталась выучить английский несколько лет, а получилось только на онлайн курсах englishdom, и тут даже дело не в форме обучения, а в очень хорошем преподавателе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.