Как современному образованию реагировать на революционные изменения?

web

Моментом предельной ясности стали для нас последние годы. Ни в коем случае не претендую на стопроцентное авторство данной статьи. Она собрана из мнений многих. И в то же время в ней много личных рассуждений.

Новая философия Интернета (Web 2.0) с его большим, постоянно развивающимся, образовательным инструментарием стала навязчивой идеей взглянуть на современную школу с позиций тех направлений и проблем, которые несёт с собой всемирная паутина.

 

Мы еще недостаточно осознаём, что появление Web 2.0, возможно, оказывает на все сферы социальной жизни такое же или гораздо большее влияние, чем выход в свет первой печатной книги.

oreilly

автор термина Web 2.0 Тим О’Рейли

Стратегия первая. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Интернет становится платформой для беспрецедентного творчества, и мы САМИ создаем новое содержание в паутине. Хотя ряд лет  Интернет действительно был односторонней средой, где мы читали и получали информацию в качестве пассивных потребителей.

Новый интернет является двухсторонней средой, основанной на взаимном созидании и сотрудничестве. Часто для этого требуется только доступ в Интернет и браузер. Образовательные порталы, сайты, блоги, видеоканалы и хранилища фотоизображений становятся достоянием всех.

Стратегия вторая. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ

Издательская революция привела к появлению такого огромного объёма контента, доступного нам, что нам даже трудно представить его размеры.

Если несколько десятилетий назад мы теряли много времени на поиски необходимой информации, то теперь мы гораздо больше теряем время не на поиски, а на её анализ, структуризацию, выявление сути.

Не стоит себя успокаивать.

Объёмы информации будут расти, но вместе с ними будут расти и наши способности, способности учеников, работать с такими возрастающими потоками.

 

Стратегия третья. ЭПОХА СОТРУДНИЧЕСТВА

От простых комментариев на сайтах и блогах до создания совместных проектов и больших научных открытий.

 

В Интернете часто ценятся не звания и титулы, а интеллектуальная полезность. Эта опосредованность в общении помогает чувствовать себя комфортно дилетанту, который не боится задавать вопросы, не боится выглядеть незнайкой. Для него важнее докопаться до истины с помощью авторитетного собеседника.

Стратегия четвёртая. ВЗРЫВ ИННОВАЦИЙ

Убеждён, что мощный поток инноваций связан не только с растущей конкуренцией, но и обменом технологических идей и решений. Современные авторы инноваций, в том числе и в педагогике, стали более открытыми. Они готовы к диалогу.

За инновациями в образовании порой сложно уследить. Поэтому обращайтесь за помощью специальных сайтов и блогов. В том числе и к Дидактору.

Стратегия пятая. ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Ширится количество образовательных программ, представленных лучшими вузами мира. И эта тенденция будет продолжаться. Мы на пороге и другого изменения.

От доступа к информации к доступу к людям.

Передовые научные умы будут очень востребованными всеми, кто хочет учиться. Вероятно, многие вузы пересмотрят своё отношение к дистанционному обучению не как модному придатку, а как мощной системе качественного образования.

Стратегия шестая. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ТОЧЕЧНЫЙ ПОДХОД

Сущность «дифференцированного обучения» в реальности будет заключаться в том, что и родители, и школьники будут требовать от учителей конкретных результатов в отдельных конкретных предметных областях.

Не просто напичкать знаниями. Учиться, чтобы быть.

Ученик может выйти в интернет и следить за сложнейшим опытом, который проводится в одном из лучших вузов мира.

Ученик может найти себе наставника по любому учебному предмету, который может сопровождать его весь период обучения. Он будет общаться с ним в любое время суток, видеть и слышать его, воспользуется его наглядными представлениями учебного контента.

Стратегия седьмая. УВЕЛИЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Совсем недавно вершиной интернет-образования были размещённые лекции и вопросы для обратной связи. Сейчас дидактические инструменты имеются на всех этапах обучения:

  • электронные интерактивные пособия
  • виртуальные лаборатории
  • видеолекции
  • обучающие видео и анимационные ролики
  • сервисы для совместного общения и создания проектов
  • конструкторы дидактических викторин и тестов
  • и многое другое.

 

Таким образом, должен произойти переход от формального школьного образования к непрерывному обучению в течение всей жизни.

Мы должны стремиться перейти от пассивного обучения школьников к их неудержимой страсти учиться.

Ученики из потребителей знаний должны стать их производителями.

Уверен, многие учителя со мною не согласятся. И в то же время найдутся сомневающиеся, которые что-то захотят изменить в своей практике.

1.Узнайте больше о возможностях интернет-образования.

Понятно, что поначалу это отнимет у вас много времени. Начните с социальных сетей педагогов. Поучаствуйте в дискуссиях, оставьте свои комментарии.

 

2. Познакомьтесь с образовательными ресурсами из вашей предметной области. 

Дайте им оценку. Помогите ученикам в них разобраться.

3. Образование должно быть открытым.

У вас не должно быть профессиональных тайн ни от коллег, ни от учеников. Делитесь своим опытом, в том числе и в авторском блоге. Чем больше вы делитесь, тем больше получаете.

4. Научите детей искать информацию.

На первый взгляд, кажется, что они настолько технически подкованы, что этого не требуется. Это неверно. Ученики нуждаются в вашей помощи.

На протяжении многих лет мы учили учеников искать информацию — теперь мы должны научить их, как сортировать её, как избавиться от переизбытка информации.

Последние десятилетия обучения школьников были посвящены тому, как защитить себя от нежелательного контента.

Теперь мы должны научить их, как создать своё собственное образовательное пространство без лишнего информационного шума.

Мы называем наших детей «цифровыми аборигенами», но их знания часто представляют собой несъедобную мешанину.

Дети отчаянно нуждаются в обучении навыкам реального мышления. Уметь анализировать, сравнивать, подвергать сомнению.

Да. Это трудно.

Более чем любое другое поколение, современные дети живут своей жизнью. Они в значительной степени отдалены от окружающих их взрослых.

Им легче беседовать по сотовым телефонам, обмениваться СМС-ками, общаться в онлайне, чем произнести несколько внятных фраз в общении со взрослыми.

Мы можем бояться войти в этот мир, но войти в него мы должны.

Потому что дети часто плавают в неизведанных водах без участия взрослых.

Конечно, возможно потребуется изменить наши представления о преподавании.

Но лучше сейчас, чем потом.

 

Комментарии к “Как современному образованию реагировать на революционные изменения?

  1. Наталья говорит:

    Здравствуйте, Георгий Осипович! Очень интересный обзор. Сама являюсь приверженцем технологий Web 2.0 в образовательном процессе, активно познаю новые инструменты и по-возможности применяю их в своей практической деятельности. Согласна с тем, что задача учителя быть ориентиром, задавать направление вектору развития их информационной грамотности. Именно поэтому нам самим непременно нужно «держать руку на пульсе» и двигаться вперёд.

  2. Ольга говорит:

    Уважаемый Георгий Осипович! Ваши слова очень точно отражают тенденции в образовании. Я полностью поддерживаю мысль о том, что дети наши не просто плавают, а тонут… Наша задача бросить им спасательный круг. Жаль, что не все это понимают и не хотят принимать действительность.

  3. Baikalchanga говорит:

    Очень интересно Ваше мнение об EdCrunch.
    Георгий Осипович, наверняка Вы за этим следите. Информации в программе очень много, что скажете о серьезности такого сборища?
    Янина

    • Георгий говорит:

      Мнение о такого рода форумов двоякое. С одной стороны всегда хочется посмотреть новые технологические решения для образования. Однако их «привязанность» к практическому образованию часто очень натянутая. Программа конференции очень глобальная. Но эта всеохватность, конечно, сказывается на качестве. И никакой перечень высоких гостей не отразит полезность таких мероприятий

  4. baikalchanga говорит:

    Георгий Осипович, иногда кажется, что недавние Ваши посты на одно лицо. Но только сейчас начинаю понимать: Вы правы. Возможно не во всем, но в основном. Вот только мало кто способен понять, что Вы так настойчиво пытаетесь донести. Вы пишите, побольше и по-разному. Это очень тяжело усвоить нецифровому поколению, я вот только начинаю что-то соображать, просто темный лес какой-то. Но вот скажите, Вы сталкивались с этим желанием, рвением детей учиться? В старших классах? Как помогать, если они сопротивляются? Может просто начать с детства их учить нужному, а этих оставшихся просто как-то смптоматически спасать? У Вас ловко расписана технологическая карта, но в школах требуют другое. Я понимаю, что все это нелегко. Но что делать? Хоть чуточку конкретики добавится в эти моменты в ближайшее время?

    • Георгий говорит:

      Большое спасибо за откровенность. Многое из того, о чем я пишу, это некий идеал. Могу что-то предложить, в том числе и технологическую карту, но есть совершенно другие нормативы, в которые мои предложения не вписываются. НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ, когда работа будет доставлять радость. И будут результаты. Это очень сложно. Надо каждый раз приспосабливаться и прогибаться под бюрократическим прессом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.