Как решать проблемы внедрения информационно-образовательных технологий?

techno

Зачастую педагог, увлёкшийся внедрением новой для него информационно-образовательной технологии, сталкивается с рядом проблем, которые в одиночку он решить не может.

Наиболее распространенные проблемы учителя можно свести к пяти. Для того, чтобы их исправить, учитель и администрация образовательного учреждения должны работать вместе. Разумеется, это легче озвучить, чем решить проблемы.

И все же есть несколько соображений.

Итак, какие это проблемы?

1. Изучение новых технологий отнимает много времени.

Педагоги не освоят технологии по мановению волшебной палочки. Многие школы выделяют средства на подготовку учителей. Однако учителя часто заняты и проявляют заметную осторожность при добавлении в свой инструментарий еще одного ресурса, каким бы полезным он ни был.

2. Далеко не всегда ученики используют новый инструментарий по прямому назначению.

К примеру, можно использовать мобильные устройства в классе, и вы получите много вариантов для решения ряда образовательных целей. С другой стороны, разрешив ученикам принести мобильники в школы, мы рискуем предоставить ученику еще один инструмент для постоянного отвлечения.

Внедрение такой технологии без необходимой психолого-педагогической поддержки, обречено на провал. Нужны серьёзная мотивация учеников, продуманный алгоритм проведения занятий, учёт возрастных особенностей учащихся.

3. Отсутствие должной инфраструктуры для реализации идей выбранной технологии.

К примеру, учитель на все 100% овладел новой веб-технологией, и весь план урока рассчитан на её использование. Однако вдруг возникают проблемы с Интернет-соединением. Если руководство школы не беспокоится о совершенствовании инфраструктуры, то новые технологии останутся лишь «для домашнего пользования».

Многие веб-технологии представлены как демо-версии, ограниченные по функционалу или по времени использования. До сих пор многие руководители школ приобретают, прежде всего, «железо», а не новые программно-методические комплексы и другие образовательные ресурсы.

4. Отсутствие равных возможностей воспользоваться новой технологией.

Вы нашли любопытный ресурс, основанный на использовании смартфонов. Однако они есть не у всех учащихся. В школе есть электронный журнал, но не у всех родителей есть компьютеры и интернет.

Это влияет на психологическую атмосферу в коллективе.

5. Новые технологии не меняют качества образовательного процесса.

Учителя привыкли работать на основе приобретённого опыта, используя годами одни и те же электронные образовательные ресурсы. И добиваются больших успехов. И они не видят преимуществ новых технологий. И всякого рода «насильственные» действия со стороны администрации лишь вредят.

_____________________

Учителя, как правило, решают возникающие проблемы.  Но некоторые из них не могут быть решены без сторонней помощи и поддержки руководителей образовательных учреждений.

Итак несколько рекомендаций.

Как часто бывает, вам необходимо подобрать «ключик»  к сотрудничеству с вашей администрации, чтобы решить возникающие технические проблемы. Это может занять некоторое время, но затем с лихвой окупится.

1. Попросите руководителя взять вас  с собой на приобретение образовательных ресурсов.

Некоторые руководители могут стать жертвой «блестящей обёртки», совершенно не вникая в достоинства приобретаемого ресурса. Если он связан с вашим предметов, выскажите свою точку зрения. Убедите руководителя, что это высокотехнологичный продукт. Или наоборот, напрасная трата денег.

2. Постоянно информируйте руководителей о результатах внедрения ресурса.

Постоянно встречайтесь с другими учителями, использующими данную технологию, чтобы обсудить ваши проблемы. Общайтесь с ними на форумах, не стесняйтесь знакомить своих коллег с возникающими трудностями.

3. Руководители должны стимулировать педагогов, внедряющих новые технологии.

Многим учителя импонируют новые технологии. Однако они не хотят тратить на них свои силы и время. Если они будут материально заинтересованы, то результат не за горами. Руководитель школы должен разработать систему поощрений.

4. Создание группы технической поддержки.

Учитель должен постоянно ощущать поддержку со стороны администрации, того персонала, который отвечает за бесперебойную работу интернета, локальной сети, компьютеров и другого электронного оборудования. Если, к примеру, исчерпан ресурс лампы вашего проектора, и он показывает безобразное изображение, то эффективность занятия резко снизится.

Разумеется будет разумным отправить учителя на обучающие курсы, семинары. Приглашайте к себе специалистов, методистов, которые помогут до конца оценить возможности внедряемой технологии.

5. Создание общего банка обмена идеями.

Это тот случай, когда не нужно обращаться к помощи администрации вообще. Часто даже создатели того или иного технологического решения не видят всех уникальных возможностей своего ресурса. Творческие учителя находят порой «скрытые резервы» технологии. И очень важно обменяться своими достижениями.

Некоторые IT-компании сами способствуют созданию таких площадок, спонсируют их.

Конечно данный список рекомендаций не является исчерпывающим. Но главное, чтобы учитель не замыкался в себе наедине с возникшей проблемой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.