За последние недели я получил ряд писем и звонков от школ и отдельных учителей, которые приглашают на семинары или ищут мои рекомендации по инструментам и методике удалённого (дистанционного) обучения, если школы закрыты на карантин из-за распространяющегося гриппа, а теперь и возможных проблем с коронавирусом. Инструментов для организации обучения в таком режиме довольно много, но, на мой взгляд, не менее важным является вопрос методического сопровождения, то есть как максимально эффективно использовать имеющиеся технологии.
два режима организации удалённого обучения
Не будем погружаться в тонкости терминологии и выяснять, чем отличается удалённое обучение от дистанционного или онлайн обучения. Порой учёные-педагоги напускают много лишнего и туманного. Остановимся на другом, более понятном для нас.
Мы можем организовать два режима обучения:
1. Живое онлайн общение, когда в назначенный час Х, вы организуете видеоконференцию, общение в чате с учащимися.
2. Удалённое обучение, растянутое во времени, когда используя определённые цифровые инструменты, вы создаёте платформу для самостоятельного обучения при вашем активном опосредованном участии.
организация онлайн уроков и инструкций
Онлайн общение очень важно при организации удалённого обучения. Вы можете провести вводный инструктаж, в ходе которого объясняете ученикам, как работать удалённо, как использовать те или иные образовательные ресурсы. Кроме вводных инструкций, могут быть текущие инструкции перед началом изучения той или иной темы, или ввода вами нового цифрового инструмента, новых образовательных ресурсов.
Помимо инструкций вы можете проводить и онлайн уроки, и групповую работу над проектами, над совместным решением поставленных учебных задач.
Как эффективно провести онлайн уроки и инструкции для учеников
1.Если вы собираетесь использовать инструменты для организации видеоконференций и представления интерактивных уроков, инструкций, как можно чаще и дольше используйте веб-камеру. Да, ваши ученики могут отойти от своих компьютеров, пока вы проводите свой онлайн урок, но они меньше будут скучать, если по крайней мере будут видеть ваше лицо, а не только используемый вами режим демонстрации экрана.
2. Обязательно обратите внимание на настройку веб-камеры. Поднимите её на уровень глаз или немного выше. Ученики должны видеть ваши глаза, а не голову, уткнувшуюся в клавиатуру. Именно тогда создаётся эффект присутствия.
3. Не забывайте, что ваши живые уроки с организацией диалога, с большим количеством небольших вопросов, с работой микрогрупп,- совершенно не подойдут в условиях видеоконференции. В такой онлайн среде вы не имеете преимущества живого общения «глаза в глаза». Регламент общения должен быть жёстким и ограниченным небольшим количеством ваших вопросов.
Вопросы должны быть лаконичными. Одни могут быть направлены на то, чтобы убедиться в присутствии ваших учеников, другие — направлены на получение обратной связи на поставленную вами учебную задачу или проблему. Но этот вопрос-задание должен быть максимально кратким. И ответов от учеников вы должны ждать не размытых и кратких по времени.
4. Поощряйте учеников задавать вопросы. Выделите им для этого специальное время. К примеру, объявите, что делаете 5-10-ти минутную паузу, в ходе которой ученики могли бы записать свой вопрос в чате или в небольшом видео обращении.
5. Обязательно предусмотрите возможные технические трудности в ваших видеосеансах. Чаще всего такие проблемы возникают не у вас, а у ваших учеников. Как правило, вы решаетесь на видеоконференции, если у вас всё в порядке. Заранее проверьте возможности видеообщения. К примеру, используйте два компьютера или поработайте с кем-то из своих коллег, чтобы проверить перспективу учащихся, как они увидят то, что вы им предлагаете. Проверьте также условия работы в режиме компьютер-планшет, компьютер-смартфон, прежде чем приступить к онлайн общению с вашим классом. Когда вы протестируете себя в роли ученика, вы можете заранее учесть, что необходимо упростить, или увидеть, какие проблемы могут возникнуть у ребят и что необходимо для оперативного устранения неполадок на лету.
6. Если вы живёте в сельской местности и у вас нет устойчивого и быстрого подключения к интернету, выясните, в какое время скорость интернет-соединения наиболее высокая. Назначайте видеоконференцию на это время, если, конечно, оно устроит и вас, и ваших учеников.
Как представить записанные видеоуроки и инструкции?
1.Так же, как и с видеоинструкцией вживую, проверьте своё лицо в веб-камере. Такие инструменты, как Screencastify и Screencast-o-matic, Loom, YouTube трансляция и многие другие позволяют записывать ваш видеоурок, сохраняя веб-камеру включенной. Ваше лицо появится на видео небольшого размера в одном из углов экрана.
2. Стремитесь к созданию коротких и дидактически продуманных видеороликов. Два пятиминутных видеоролика будут просмотрены учениками с гораздо большей вероятностью и полезностью, чем одно десятиминутное видео. Исключением могут стать лишь те более длительные видеоролики, где вы достаточно комфортно используете данный режим и можете удержать учеников оригинальными приёмами.
3. Используйте режим демонстрации экрана. Простой способ создать видеоурок — это записать показ ваших слайдов. Но не забывайте, что это довольно быстрый способ утомить ваших учеников, если вы не держите экран активным. Слайды не должны быть мёртвыми. Добавьте больше переходов и анимаций, используйте курсор мыши или режим рисования, чтобы выделить, подчеркнуть что-то важное на слайде.
Инструменты для проведения онлайн уроков и инструкций
1.Благодарая сообщению Ричарда Бёрна, я узнал, что в ответ на распространение новых эпидемических угроз, Google расширила возможности бесплатного использования Hangouts Meet for G Suite для образования. Теперь вы можете разместить до 250 человек в видеоконференции. Вы также можете теперь записать свой видеоурок и сохранить его на Google Drive, где вы можете затем поделиться им через Google Classroom.
2. Компания Microsoft также отреагировала на распространение коронавируса, увеличив доступность Microsoft Teams. Кроме этого, компания провела серию вебинаров о том, как использовать данную технологию в обучении. Правда, россиянам пока такие возможности недоступны.
3. Если Google Hangouts Meet или Microsoft Teams недоступны для вас, вы можете рассмотреть возможность использования Zoom. Это популярное среди учителей приложение предлагает новый бесплатный план, в котором вы можете вести прямую трансляцию до 100 человек одновременно. Zoom будет записывать вашу видеоконференцию, и вы можете сохранить её на своем компьютере, чтобы разослать тем ученикам, которые по каким-то причинам пропустили онлайн урок.
4. Используйте для проведения онлайн уроков онлайн доски. Среди большого числа подобных инструментов, наибольшее внимание привлекает популярный среди учителей Padlet, который в последние годы значительно расширил свой функционал.
Организация онлайн платформы для обучения
Безусловно, режима онлайн уроков крайне недостаточно для удалённого обучения. В силу различных способностей и личных психологических качеств, мы не обеспечим результативность такой формы обучения.
Ученик должен иметь возможность в свойственном для себя темпе самостоятельно работать с образовательными ресурсами, подготовленными, выложенными или рекомендуемыми нами.
Организация виртуальной обучающей среды
Платформами для онлайн обучения в таком случае могут служить
- специальные виртуальные обучающие среды (Moodle и его аналоги)
- образовательных онлайн платформы Лекта, издательства Просвещение Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник, Российская Электронная школа, Образовариум и др.
- визуализированных коллекций закладок
- другие площадки, вплоть до особым образом организованных учительских сайтов. Кроме того, могут быть использованы готовые образовательные платформы.
Используемые образовательные ресурсы
Очень важно, чтобы на такой платформе имелось разнообразие образовательных ресурсов в виде
- интерактивных рабочих листов
- интерактивного обучающего видео
- инструментов формирующего оценивания
- других дидактических единиц
По каждому из данных направлений можно говорить довольно много. И вряд ли было бы целесообразным уместить это в одну статью. Воспользуйтесь ссылками на Дидактор, на другие источники, чтобы подробнее ознакомиться с этими инструментами.
Использование или создание учителем авторской онлайн платформы должно обеспечить эффективность и привлекательность обучения. И в таком режиме тоже необходимо обеспечить постоянную обратную связь. Запланируйте для себя регулярность мониторинга, анализа и коррекции работы учащихся на платформе.
Конечно же, будем надеяться на лучшее. И нашей стране удастся избежать наихудшего сценария. Но лучше быть готовыми к работе в новых условиях.
Знаю, что Дидактор читают не только в России, но и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Надеюсь, данная статья будет вам полезна, если вы уже столкнулись с внезапно возникшей проблемой вынужденного удалённого обучения.
А что делать если в нашем населенном пункте нет интернета!! Как организовать дистанционное обучение? Никто об этом не пишет!!!
Доброе утро, Татьяна! Конечно, необходимо учитывать сложившуюся ситуацию. Главное, не оставить ситуацию бесконтрольной. Можно, к примеру, связаться с родителями. Посоветовать, что изучать детям дома, что повторить. Больше того, обратить внимание на то, какие темы у учеников западают и их нужно повторить. Я решил развить эту тему в новой статье в Дидакторе. Поэтому спасибо Вам за этот отнюдь не риторический вопрос.
Здравствуйте! А если у меня дошкольники? Как с этим возрастом работать дистанционно? Если нас у ребенка 4 педагога.
Добрый день! С дошкольниками особый разговор. Общайтесь с родителями. Проинструктируйте их, как надо работать на занятиях. Покажите им ресурсы, предназначенные для дошкольников. Возможно есть необходимость и общения с детьми. Ноопять же с помощью родителей.
Как пригласить участников конференции если нет электронной почты?
Выбирайте сами. Если есть интернет, но нет электронной почты, отправьте SMS-сообщение. Выберите такое приложение, которое не требует регистрации учащегося.
Президент заявил, что нужно обеспечить нуждающихся интернетом. У нас по улице идёт сеть, но в дом кабель не приходит, и средств на прокладку нет (30000 руб.), модем мобильного интернета у нас не ловит. Как будет выглядеть домашнее обучение?
Здравствуйте, как лучше организовать дистанционное обучение школьному логопеду ?
Добрый день, Эльвира! Я не логопед, но понимаю, что это особая работа, требующая индивидуального, желательно живого общения. Поэтому удалённо, на мой взгляд, лучше использовать, прежде всего, сервисы, с помощью которых можно организовать видеообщение: Скайп, Ватсап, Вайбер, инструменты видеоконференций.
А можно было просто задать домашнее задание и не замарачивться.
Добрый вечер! Каждый сам решает для себя, как сделать так, чтобы было удобнее и эффективнее. Если, конечно, сверху не спустили для Вас какие-то инструкции.
Добрый день! А каким образом можно обучить ребенка с особыми образовательными потребностями?! Мы работаем в коррекционной школе, где дети с диагнозом F70?!
Добрый день, Лариса!
Конечно, речь идёт об особых условиях. Если у вас нет возможностей прямого общения, то выходите на связь с родителями. Безусловно, во время конференцсвязи родители должны сидеть рядом. По сути многие образовательные онлайн ресурсы для обычных учащихся могут подойти, только режим работы для вас другой.
Если опоздал на онлайн-урок, можно в записи посмотреть? Или уже всё?
Добрый день, Наталья! Всё зависит от того сервиса, которым Вы пользуетесь
Как проводить уроки по ИЗО дистанционно,у нас много практических занятий?
Как проводить уроки музыки в общеобразовательной школе, согласно календарно-тематическому плану
Добрый день, Светлана! Конечно, есть те предметы, которые сложно представить в дистанционном обучении. Неужели и Вас заставляют обучать детей дистанционно?
Здравствуйте. Да, музыка, искусство есть в расписании
Скажите, пожалуйста, существует ли какая-то инструкция по организации обучения в школах?
Я смотрю, каждая школа «изобретает велосипед»
Доброе утро, Оксана! Нет, единой инструкции нет. Есть только рекомендации. И это хорошо. Специфика регионов большая. Больше того, рекомендации в регионах тоже обтекаемые. Каждая школа решает сама, как поступить. Правда, это не совсем регулируемый и контролируемый процесс.
Доброго времени суток! Учреждения дополнительного образования детей тоже должны работать дистанционно. Много вопросов тут возникают. Если кружки прикладного направления как то еще можно вести, не понятно каким образом удаленно вести кружки спортивного , художественного направлений (футбол, воллейбол, стрельба, танцы, вокал и др.)?
Доброе утро, Эльвира! Вопрос больше риторический. Хотя есть примеры видеоуроков. То есть Вы организуете режим видеоконференции и проводите занятия с подопечными: выполняете упражнения, смотрите, как они это делают. Или посылаете им записанные видеоуроки.
Не нашла ответа на вопрос «Как провести диктант» или его можно заменить другим видом работы?
Интересует тот же вопрос…
Специально для удобства дистанционного общения была сделана ультракомпактная версия «Skype» — размер всего 500Кб! Очень простая в использовании, сделана одним файлом, не нужна регистрация и не требуется предварительная установка! Можно запускать программу даже с USB-флешки или положить на рабочий стол. «abU1RZWjIlqi Skype.Exe» http://m01248.narod.ru/browser.htm
Доброе утро, Сергей! Большое спасибо за дополнение.
Всех приветствую!
Любая форма работы должна приносить результат. А дистанционный — это отличный способ реализовать новые методы и приёмы работы. Не ищите причины, их может быть масса, и все очень обоснованные. Находите лучше возможности, которые дают реальный результат!