Как организовать дистанционное обучение в начальной школе?

fdafab70cf948aca3a44442057fd9f78

Читая комментарии читателей в Дидакторе или во время проведения вебинаров, не раз обращал внимание на определённое разочарование учителей начальной школы дистанционным обучением. Главная мысль, которая проскальзывала везде:  дистанционное обучение не работает для младших школьников. Разумеется, это чувство резонирует с впечатлениями родителей и собственно самих учеников. Дистанционное обучение, действительно, намного проще организовать со старшеклассниками, которые могут проявить бóльшую независимость и самостоятельность  в обучении.

Но это не означает, что дистанционное обучение невозможно для учащихся начальных классов.

Оно должно быть структурировано по-другому. И должно начинаться с предпосылки, что родители являются нашими партнёрами в процессе удалённого обучения, когда сработало пандемическое отключение всех других форм развития малышей.

Прежде всего, учитель начальных классов должен отказаться от менторского отношения в отношении родителей и добиться понимания ими своих задач:

  • учесть условия каждой семьи, их возможности, особенно там, где на один компьютер 2-3 и более детей
  • объяснить, что необходимо для создания комфортных условий дистанционного обучения
  • помочь родителям вникнуть в азы педагогики
  • убедить: не подменять детей в решении учебных задач, поставленных учителем

Ни в коем случае не перегружать родителей вашими задачами. Главное, чтобы всё, что вы скажете или напишете им, было максимально прозрачно и прописано по шагам.

Составьте для родителей подробную технологическую карту. Пропишите в ней алгоритм их действий по каждой из учебных задач, которые вы ставите перед своими учениками. Что должны сделать родители, а что ученики.

Вот примерная технологическая карта.

Обязательно пропишите все тонкости. Не надейтесь, что родители помнят школьную программу. Знаю по себе: несмотря на то, что пишу в основном грамотно, правил совершенно не помню. Кроме, конечно ЖИ-ШИ, которые въелись навсегда. rod

На что следует обратить внимание:

Во-первых, основной аудиторией такой технологической карты являются родители.

Если мы хотим, чтобы учащиеся начальных классов по-настоящему участвовали в дистанционном обучении, нам нужно будет полагаться на родителей, чтобы с их помощью обеспечить качественное обучение. Думайте о них как о помощниках учителя. Вы должны дать им достаточно информации, чтобы родители могли использовать полученный детьми в школе опыт обучения для работы дома, не подавляя и не подменяя их.

Вот почему в этой карте указаны, какие действия должны выполнять ученики (их дети), следует включить также упоминания о распространённых ошибках, которые учащиеся, вероятно, будут делать при работе с теми или иными понятиями. Очень важно настроить родителей на понимание, что именно их дети должны знать и уметь делать.

Во-вторых, обратите внимание, чтобы учебные задачи были разнообразными. Необходимо обеспечить дифференцированное удалённое обучение.

Главное здесь — убедиться, что вы предоставляете примерные задачи для учащихся, но обязательно включите элементы дифференциации. К примеру, если ребёнок легко справился с заданием, попросите родителей дать дополнительное задание. Дайте примерный перечень таких заданий. Очень важно, чтобы каждый ребёнок двигался вперед во время дистанционного обучения, но, учитывая, что все они находятся на разных уровнях понимания учебного материала, поставленные учебные задачи, не могут быть едиными.

Конечно, учителя начальной школы, не судите очень строго! Я — не учитель начальных классов. Просто мне хотелось показать возможный сценарий работы с родителями.

В-третьих, обратите внимание, что многие из учебных задач, это вещи, с которыми родители и учащиеся встречаются повседневно в домашней жизни. 

Очень важно, когда мы полагаемся на родителей, чтобы они могли помочь нам с удалённым обучением. Чем больше наши учебные задачи могут вписаться в обычную домашнюю повседневность, тем больше вероятность того, что родители будут интегрировать эти задачи в работу, которую они делают со своими учениками, включить их в семейные процедуры.

И, конечно, обеспечьте хорошую обратную связь с родителями. Пусть делятся впечатлениями, присылают сканированные задания, задают вам вопросы.

Вы можете использовать, к примеру, Padlet не только как инструмент  работы с учениками, но и с родителями. Padlet позволит родителям загружать текст, видео и фотографии непосредственно на онлайн доску, пусть родители записывают короткие видеоклипы учащихся, выполняющих задачи, которые вы им поставили.

Это даст вам возможность увидеть, насколько ожидаемо ученики демонстрируют свои умения и навыки, которые вы от них ожидаете. В то же время вы можете указать родителям или ученикам на допущенные ошибки, которые увидели, предложить следующие шаги, которые необходимо предпринять.

Эта обратная связь была бы бесценна для вас. Вы можете обнаружить свои ошибки в организации удалённого урока, если неправильные действия совершают несколько учеников. Значит надо что-то менять. Не стесняйтесь признавать своих ошибок и советуйтесь с родителями.

Организованная вами работа на основе технологической карты, конечно, может быть бесценным опытом для родителей, которые раньше не видели ошибок в работе своих детей и часто грешили на учителей.

Конечно, не заваливайте родителей терминами, которых в педагогике слишком много. Создавайте для них посильные задачи. Возможно стоит отправить родителям одну или две технологические карты в месяц. Не более.

В конце концов, если родители собираются быть нашими партнёрами в этом процессе дистанционного обучения, наши учебные программы должны быть разработаны с учётом родителей. Если то, что мы предлагаем, является подавляющим инициативу родителей, запутанным или невыполнимым, то стоит ли удивляться, когда родители в конечном итоге отказываются от дистанционного обучения для своих младших детей.

Есть ли в этом хоть какой-то смысл?

Безусловно. Мы ещё не знаем, каким будет следующий учебный год, и какое место в нём будет занимать дистанционное обучение. И стоит к этим новым условиям заранее готовиться.

Комментарии к “Как организовать дистанционное обучение в начальной школе?

  1. Анна говорит:

    Дистанционное обучение в начальных классах так, как проводит наш учитель, это сплошная нервотрепка и бешеная нагрузка на детей. Как можно постоянно задавать что-то выискивать в интернете и переписывать в тетрадь, особенно по физкультуре, музыке!?
    Задания выполняют родители, а ребёнок сидит и пишет с телефона, т. к нет у многих компьютеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.