Как оградить детей от проектной деятельности?

turk

Вчера мой сын (молодой отец двух детей) прислал забавный скриншот. При всей своей остроумности, по сути эта инсценированная переписка отражает ту тревожную ситуацию, которая складывается в образовательной практике учителей и даже воспитателей детских садов.

korotko

Конечно, смешно. До горьких слёз.

Проектная деятельность захлестнула школы и даже детские сады.

В мае на краевом конкурсе «Учитель года-2016» почти половина конкурсантов выбрали темой методического семинара «Метод проектов». И сразу повеяло скукой.

Между тем, стихийное внедрение данной технологии во многом вредит образовательному процессу.

1.Проектная технология — это высший пилотаж профессиональной деятельности преподавателя.

И далеко не каждый педагог способен проявить не свойственные обычному учебному процессу функции

  • организатора,
  • консультанта,
  • эксперта,
  • медиатора,
  • психолога.

Более того, не раз убеждался, что представления многих учителей о методе проектов отрывочны, а часто и ошибочны. И это, прежде всего, не их вина, а методических служб, призывающих к тотальному внедрению данной технологии без должного обучения педагогического корпуса.

2. Далеко не всегда учитываются возрастные, психологические особенности детей.

Очень часто проектная деятельность учеников и воспитанников детских садов переносится из образовательных учреждений домой.

К работе подключаются родители, которым проще сделать самим, чем подсказать, направить своего ребёнка.

На образовательном пространстве появилось много федеральных и региональных конкурсов проектов, на участие в которых уходит много физических и материальных усилий.

3. Не учитывается здоровьесберегающая составляющая.

Если в детском саду или в младшей школе педагог ещё может регулировать нагрузку, связанную с участием детей в разработке проекта, то в основной и средней школе, проектная деятельность превращается в стихийный, неуправляемый процесс.

Дети перегружены внеурочной работой, связанной с участием в проектах. И это не меньший вред, чем тяжёлые от учебников портфели и ранцы.

4. Чрезмерное увлечение проектной деятельностью противоречит принципу системного подхода в обучении.

Зачастую метод проектов внедряется в ущерб другим методам обучения. Ученики получают отрывочные знания. Что в конечном счёте отражается на экзаменационных результатах.

Я отнюдь не противник метода проектов. Более того, сам пользовался им неоднократно и вижу безусловную его полезность.

Однако и в образовательном процессе следует воспользоваться известной заповедью великого Гиппократа:

НЕ НАВРЕДИ!

 

 

Комментарии к “Как оградить детей от проектной деятельности?

  1. Светлана говорит:

    В прошлом учебном году по ФГОС мы впервые делали долговременные проекты с обучающимися 5 -х классов. Дети были разделены по группам и тянули жребий, по какому предмету работать над проектами. Получилось по четыре группы на каждый предмет. Почти весь учебный год мы, учителя-предметники, работали с детьми в свободное время над проектами по темам. В конце четвертой четверти была устроена конференция — защита проектов. Это заняло около четырех часов. Защита проектов превратилась в шоу — конкурс учителей, кто получше выпендрится, потому как понятное дело, качественные «проекты» были разработаны и выполнены учителями, а дети лишь «озвучили» их или инсценировали. Мне не понравилась такая работа и я с ужасом думаю, а что будет, когда по ФГОСам будут обучаться все параллели — это ж сколько нам придется работать? Спорить с администрацией не приходится, а у них пока других идей нет. Есть еще один вид — работа над проектной задачей. Планируют в этом году массово провести такую работу.

    • Раиса говорит:

      Полностью согласна с автором статьи! И хочется дополнить комментарий Светланы. У нас было в прошлом учебном году два 5-х класса, так на защиту проектов ушло три дня внеурочного времени. Дети сами выбирали предметную область. Но защита проектов так же превратилась в шоу — конкурс учителей. Причем у кого-то был один проект, у кого-то 3, а у учителя физкультуры 6. Я имела счастье остаться без участия в проектах (готовила 9 и 11 классы к ЕГЭ), но некоторые секции посетила как зритель. В первый день одна девочка защищала проект по технологии. Её защита не понравилась председателю жюри (зам директора по воспитательной работе). На утро всех учителей собрали в учительской и жюри объявило, что так проекты не делают и т.д. и т.п. Девочка выполнила свой проект в соответствии с тетрадью проектов по технологии, но оказывается это совсем не то!? По математике же проект «Системы счисления» был оценен как высокого уровня, ученик продемонстрировал презентацию, показал примеры перевода чисел из одной системы счисления в другую. Только методика эта используется в старших классах, а не для пятиклассников. Вот я и думаю, кому нужна такая проектная деятельность? Про проекты еще никаких указаний не было, хотя в школе есть человек, который ведет элективные курсы «Проектно-исследовательская деятельность». В этом учебном году в 5-6 классах около 80 учеников на 15 учителей. Будут ли предметы выбирать сами ученики, или их распределят по учителям, пока неясно

      • Елена говорит:

        не согласна ни с вами, ни с автором первого комментария.
        Возможно, что у нас «любят всё доводить до абсурда, как с кукурузой».
        Многие, в том числе и учителя, хотят получать что-то в денежном эквиваленте за любой свой труд.
        Проектные технологии сложны во всех отношениях, можно работать над проектом целый год и не получить за него ни балла в стимулирующих, ни даже морального удовлетворения.
        Не каждый учитель и ученик может придумать и написать хороший проект,
        но в идеале, каждый должен хотя бы попробовать,
        особенно учитель.

  2. Елена говорит:

    Всё хорошо в меру.
    Проекты полезны, но не вместо уроков, а вместе с уроками.

  3. валентина говорит:

    Я согласна с тем, что ни каждый учитель способен результативно организовать проектную деятельность. Очень много опубликованного материала имеет формальное отношение к проектной деятельности. У человека должно быть проектное мышление. Можно любого человека научить рисовать, а назвать его художником (большой вопрос).

  4. Ольга говорит:

    Последнее время практически любую деятельность, связанную с тем или иным творчеством, стали называть проектами. Ежегодно у нас в школе проходит фестиваль проектов: из всех представленных только один -два напоминают проекты. Дань моде.

  5. Елена говорит:

    Георгий Осипович, огромное вам спасибо за статью, за этот сайт, где можно узнать много нового и интересного о современных образовательных технологиях.
    После ваших курсов по методике создания интерактивных презентаций (Ставропольский край, Курский район, МОУ СОШ №1) еще лучше понимаю, что любой метод, способ, технология, используемые в образовательном процессе должны быть для чего-то.
    Точно также проектные технологии, они развивают учителя и ученика, дают мощный импульс к стремлению узнавать что-то новое.
    Не это ли основная задача школы? Научить учиться, научить размышлять над тем, где могли бы пригодиться твои умения и навыки лично тебе и обществу.

  6. татьяна говорит:

    Это еще не так страшно в общеобразовательной школе, а вот как создаются проекты с детьми проект в коррекционной VIII вида? Это сплошной фарс — вся работа выполняется педагогом, а дети только озвучивают его. А сколько сил уходит на это заучивание? И никто не обращает внимания на психологические особенности детей, так как для портфолио необходимо иметь проекты и желательно не один.

  7. Наталья говорит:

    Георгий Осипович, с благодарностью и восхищением Вами, читаю статьи и материалы Вашего сайта. Эта вызвала горячий отклик. Вашу последнюю фразу про величайшую заповедь всех времен и народов «Не навреди!» я бы подняла как знамя. Соглашусь целиком и полностью, что метод проектов — это искусство и высший пилотаж. Нельзя его превращать в массовый и, простите, безголовый подход к организации учебной и внеучебной деятельности.

  8. Наталья говорит:

    У нас в школе по ФГОСам каждый ученик должен за год выполнить проект, тему выбирает сам. Понятно, что дети дублируют найденный материал, копируют текст из различных источников, а потом бодро рассказывают его на школьной конференции. Чем больше учеников выбрали писать у учителя проект, тем больше баллов к стимулирующей части.

  9. Светлана говорит:

    Очень интересная тема проекта и абсурда действительно много! Я уже 9 лет работаю с этой технологией и ко мне обращаются много родителей и учителей всего района проконсультировать, сориентировать. Каждый проект веду от личного опыта учащегося и проблемного отношения к предмету в связи с этим все проекты получаются междисциплинарными. главным условием является чтобы результат проекта и продукт были чем-то и кому-то полезны (это обсуждается при подготовке проекта) . родители допускаются и рекомендуются только на стадии оформления проекта к защите. при этом родители не верят, что их ребенок смог сделать что-то сам и на сколько это получилось неординарно и качественно. В результате за 9 лет подготовлено более 300 проектов и не один не повторяет другого (ведь каждый раз делают разные дети с разным личностным смыслом и отношением к теме). Но в школе дело доходит действительно до абсурда, когда готовится доклад красочный, где-то взятый, с темой которая никому не нужна и совершенно не трогающая ребенка и т.п. а уж проект в течении урока на 5 мин. это что-то слишком пилотажное…

  10. Лена говорит:

    Проекты очень полезны. Самое главное не делать все за ребёнка, а сразу его научить делать самому. Тогда ему будет интересна и работа и результат. Мы в 4 классе делаем вот такие проекты https://www.youtube.com/watch?v=JxL2rf2i1zI

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.