Поводом для этой небольшой заметки стал курьезный случай, который произошел недавно. Сижу на открытом уроке французского языка у учительницы, которая показала в прошлом году самые лучшие результаты по ЕГЭ.
Но вдруг поймал себя на мысли, что несколько учениц явно превосходили своего педагога и в словарном запасе, и в произношении. Это было настолько очевидно, что сама «виновница торжества» испытывала, мягко говоря, неловкость на уроке.
Позже узнал, что восемь из 14 учеников занимались у репетитора — опытной учительницы, для которой (увы!) не нашлось места ни в одной школе города.
Неотвратимо близится пора государственных экзаменов. И опять качество работы учителя и школы в целом будут оцениваться по результатам ЕГЭ. Уверен, что многие учителя могут привести не один подобный пример, когда посредственный учитель вдруг оказывается «героем» за счёт труда других коллег по цеху.
И другой пример. В одном из районов Кубани родители обратились к директору школы с просьбой поменять учителя.
Внешне все выглядело более чем прилично. Учитель высшей категории, победитель ряда федеральных конкурсов, которых сейчас много в образовательном пространстве, активный участник научно-практических конференций, сетевых педагогических сообществ.
И в то же время — провальные результаты по ЕГЭ, отсутствие должного внимания к ученикам. Отсюда нелюбовь родителей и учеников к педагогу.
Поэтому стоит хорошо задуматься, прежде чем оценивать результаты работы учителя и школы.
Очень частая картина оперирования результатами ЕГЭ. При сравнениях сельских и городских школ, сельским тыкают низкими результатами,хотя в городе порядка 50% высоких результатов ЕГЭ это заслуга репетиторов.
У нас все дети пользуются услугами репетиторов. А вот тех учащихся, которые по прогнозам учителей могут провалить ЕГЭ по математике и русскому, уже в начале учебного года 11 класса методично из педсовета в педсовет убеждают перевестись на обучение в форме экстерната, и в конце концов избавляются от «рискованных» детей… Результат: нормальные результаты сдачи ЕГЭ…. Чужими руками жар загребают и всегда на хорошем счету….Не думаю, что наша школа одна такая(((( Вертикаль власти, столь любимая нашим президентом, дает свои гниющие плоды…
Я не против репетиторства. Но бывает и так: хорошо работает учитель, а репетитор — пожинает его плоды. Я против критерия «результаты ЕГЭ» в оценке работы учителя, школы.
Я вспоминаю как в молодом возрасте оказывал помощь коллеге (она — выпускница педагогического института — преподавала математику на подготовительном отделении в техническом вузе вузе).
Дело было так. Идем беседуем о житье-бытье. Она жалуется: задала слушателям задачу. Те не справились и попросили решить ее. Она и сама не смогла решить задачу, выручил звонок с урока.
Пояснил, как ее задачу можно решить не обладая глубокими знаниями по математике: решение для начальных классов.
Через неделю встречаемся, она с прежним вопросом: «Я пробовала, у меня ничего не вышло».
Взял бумажку и ручку расписал решение для начальной школы.
Она наседает снова. Да, но такое «несерьезное» решение моим слушателям неудобно предлагать.
-??? (не понял — говорю)
Объясняет: «задача предложена в в параграфе на составление уравнений».
Составил уравнение, показал как в этом случае следует решать. Логического напряжения меньше, а математики совсем ничего: линейное уравнение.
ВЫВОДЫ:
1) Учителей не оценивать, а учить в педвузах нужно лучше и не забывать о повышении их квалификации;
2) Учитель должен иметь право отказать в обучении тем из учеников, которые мешают ему обучать всех.
Гуманизация привела школу в состояние, когда ученики поднимают руку на своего учителя(!!!).
Зайдите на Ютуб, и запросите в строке поиска: «избиение учителя», и вы поймете о чем это я.
Наше общество гниет только потому, что оцениванием учителя занимались во времена Брежнева под лозунгом: «Даешь качество (4 и 5) выше 75%. От смерти Брежнева (1982) к перестройке (1985) и к развалу (1991) Союза.
Выход:
Всех белых воротничков и научных работников системы образования — на общественно полезные работы и в школы (сельские, в рабочих поселках и в спальных районах крупных городов). Доплаты и льготы за лженауку снять до изменения положения в школе. Поднимут школу, пойдут в рост. Ну а нет, то и нет.
Результаты ЕГЭ очень напоминают табличку на груди учителя «Виновен»! Будь учитель хоть трижды умница — если ученик не захочет, никто не научит. ЕГЭ не должен быть поголовным. Что, все в вузы? А дальше? Куда таких специалистов??