Как конструировать мультимедийный урок?

Вопрос не праздный. К сожалению, в педагогике штампы появляются очень быстро. Сейчас сплошь и рядом встречаются такие сочетания: «конструирование мультимедийного урока», «конструктор мультимедийного урока».PICT1388

Вероятно, сработал принцип аналогии по мотивам известного в педагогических кругах «конструктора» А. Гина. Однако  готовых рецептов конструирования мультимедийного урока до сих пор нет. Причин здесь много: и недостаток опыта, и отсутствие достаточной методической и, если хотите, методологической составляющей.

PICT1358

Кроме этого, немаловажным фактором можно считать стремительно обновляющиеся электронные технические средства, которые диктуют необходимость создания новых форм и методов работы.  К примеру, целую революцию в проведении уроков с мультимедийным сопровождением произвела интерактивная доска. Каждый год на образовательный рынок поступают уникальные новинки: пульты обратной связи, интерактивные указки, электронные лаборатории и пр.

Учитель настойчиво ищет методические рекомендации, практические советы, как подготовить эффективный мультимедийный урок?

Прежде всего, на мой взгляд, если серьезно относиться к делу, необходимо понимать, что

отведенные на урок 40 или 45 минут — это чрезвычайно много!

И ответственно относиться следует к расходованию каждой из затраченных минут.

Цели урока

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний?

Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало банальной данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.

Учебный эпизод как самостоятельная дидактическая единица

Определенный комплекс устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод (УЭ), то есть в относительно самостоятельную часть урока.

struktura

Не может быть в мультимедийном уроке очень большого количества слайдов. Это количество должно примерно соответствовать количеству планируемых учебных эпизодов. Разработчик урока должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов.

ФРЕЙМ – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.

Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, учитель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации. Понятие фрейма подсказывает нам одно важное условие: минимизации предъявляемой информации. В хорошо сконструированном учебном эпизоде не должна присутствовать банальная репродукция знаний. Мысль рождается тогда, когда информации недостаточно или она в избытке. Учитель  обеспечивает на уроке «гимнастику ума».

Ни в коем случае не нужно перегружать экран излишней наглядностью, текстом и т.п. Новыми средствами обучения необходимо разумно пользоваться, чтобы умело создавать проблемные ситуации на уроке, предъявлять эпизоды урока ученикам как учебные задачи.

Многолетняя учительская практика давно убедила меня, что нарушение дисциплины учениками зачастую «запрограммировано» самим учителем. Если ученик не знает, чем ему заняться на уроке, чего от него хочет учитель, то ждите если не неприятностей, то ученика с пустыми глазами, мысли которого витают далеко от темы нашего урока.

Цель обучения на уроке должна включать:

четко очерченный круг деятельности: описание того, что обучаемый будет уметь делать после изучения данного дидактического материала;

  • ясные условия, при которых должна осуществляться деятельность: связанные с этой деятельностью люди, учебное окружение, а также физические, социальные и психологические факторы;
  • точные стандарты, которые должны соблюдать обучаемые: нормы времени, производительность, точность и т.п.

Постановка учебных задач

Для учеников учебные цели должны превратиться в понятные ему учебные задачи, где присутствуют глаголы, предполагающие законченность учебного действия:

  • Напиши –
  • Перечисли –
  • Выдели –
  • Покажи –
  • Выбери –
  • Сравни –
  • и т.д.

Причем хорошо, если учебные задачи не только устно озвучиваются учителем, но и прописываются на экране. Так мы сможем обеспечить равные условия аудиалам и визуалам.

Превращение слайда в учебный эпизод – весьма трудоёмкое дело, если относиться к этому серьёзно, без «кавалерийского наскока». Прежде всего, нам необходимо обратить внимание на экран, подумать о месте «активных зон», порядке размещения информации, управляющих кнопок и т.д. Зрительное восприятие экрана, как известно, начинается с его левой верхней части. Поэтому здесь должна быть размещена начальная информация или наиболее актуальная, задающая тон всему содержанию учебного эпизода.

По мнению В.Д. Паронджанова экран должен ассоциироваться с диосценой (выделено мной – Г.А.)- двумерной информационной оптической сценой. Диосцена должна отражать не только сущность, но и структуру проблемной ситуации, облегчать мышление, придавать ему большую точность и силу. Диосцену желательно разбивать на зоны, имеющие зрительно смысловое значение, назначение зон желательно разъяснить с помощью надписей. Необходимо сделать все возможное, чтобы … текстовая парадигма уступила место визуальной парадигме.

При конструировании учебного эпизода учитель продумывает, какими мультимедийными средствами он обеспечит организацию и управление познавательной деятельностью, её координацию.

UE

При постановке учебной задачи ученики должы представлять себе,

  • что необходимо выполнить,
  • какие средства этого у них есть
  • и как будут проверяться результаты их учебной деятельности.

И, разумеется, каждый учебный эпизод должен быть многоуровневым, рассчитан на различные траектории обучения. См. статью о многомерном конструировании.

Рубрики: приёмы медиадидактики, Цифровая дидактика | Метки:

Комментарии к “Как конструировать мультимедийный урок?

  1. Елена Козлова говорит:

    Спасибо за интересную информацию. Обязательно использую.

  2. Ольга Белоброва говорит:

    Очень интересные, познавательные рекомендации для создания мультимедийного урока. Важно для создания мультимедийного урока поставить цель, продумать задачи урока, части урока должны составлять единое целое , не перенасыщать урок слайдами, текстовым материалом, предлагать решать проблемные ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.