Готовясь к предстоящему вебинару, ещё раз убеждаюсь, что до сих пор в цифровой педагогике существует путаница в терминах, в осмыслении дидактических особенностей новых инструментов. Особенно часто подмена понятий происходит в очень популярном в последние годы направлении образовательной инфографики.
На мой взгляд, совершенно безосновательно многие обучающие ролики, где широко используется анимация, называть анимированной инфографикой. Безусловно замечательные по содержанию образцы обучающего видео (анимации), как таковыми, инфографикой не являются.
Настаиваю на следующей позиции:
Анимированной инфографикой может быть такая анимация, где не требуется закадровое дикторское сопровождение.
К сожалению, в роликах, претендующих на анимированную инфографику, также содержится много текста, сопровождающего всё время его демонстрации.
Без сомнения, анимированная инфографика нужна и очень полезна. Анимация в инфографике оживляет процесс. Содержание становится более понятным за счёт динамики.
Ярким примером анимированной инфографики являются шедевры, выполненные молодым американским биологом Элеонорой Лутц.
Направление её научных исследований — клеточная, молекулярная и эволюционная биология. И в то же время она занимается популяризацией науки весьма оригинальным способом.
Уже ряд лет Элеонора создаеё анимированную инфографику на основе Photoshop и Illustrator.
По сути это сложные GIF-анимации. Но дело не в сложности а в заложенной в каждый проект научной и дидактической концепции.
Одна из первых анимированных инфографик Элеоноры Лутц 42 бабочки Северной Америки.
Как видим, в данной инфографике отражена основная информация о каждом из видов: название на английском и латинском, размеры, зона расселения. Конечно, анимация носит здесь, прежде всего, декоративный характер.
Но вот другая из ранних работ Элеоноры Лутц сделала её всемирно известной.
Как создать человека.
Элеонора долгое время размышляла, как должна выглядеть анимированная инфографика эволюции зародыша человека. В конце концов пришла к идее использования спирального стиля анимации.
Безусловно, это был сложный, кропотливый труд. На самом деле в данном проекте 44 анимации, в каждой из которых по 9 кадров. Созданию GIF-анимаций предшествовали 396 эскизов. «Вероятно, это самый сложный GIF, который мне приходилось делать», — отмечает Элеонора. Правда, автор с горечью отмечает, что не все идеи удалось воплотить. Прежде всего, отразить изменения размера эмбриона. Например. 24-недельный плод примерно в 40 раз крупнее, чем 12-недельный.
Обратите внимание, насколько содержательна данная анимированная инфографика. Под стать анимации и надписи. Они лаконичны, ничего лишнего. Надеюсь, учителя биологии оценят её по достоинству.
Кстати, в блоге Элеоноры Лутц вы можете воспользоваться её анимиованным учебником «Руководство по созданию GIF». Вот фрагмент этого учебника.
Конечно, это её авторское видение. Наверняка, вы сможете найти и другие электронные пособия по созданию GIF-анимаций. Дело в другом. Не в поверхностном, а весьма глубоком осмыслении КАК использовать этот технический приём для создания анимированной инфографики.