Цифровой учитель в интернет-пространстве

blogul

Активное участие учителей в образовательном интернет-пространстве уже не редкость. Проведённый Дидактором Марафон «Учительский сайт» тому подтверждение. Между тем, в учительском сообществе всё чаще  возникают вопросы не столько технического  (многие конструкторы блогов и сайтов сводят до минимума учительские ИКТ-навыки), сколько методического, этического, содержательного, поведенческого характера.

Отдельные соображения по этому поводу высказывались в Дидакторе. Но вот опубликованная статья блогером Сильвией Толисано заставила систематизировать высказывания в одном месте.

Сильвия Розенталь Толисано родилась в Германии. Жила некоторое время в Аргентине, Бразилии, сейчас работает в США.

silviatolisano-square

Она обращает большое внимание цифровой грамотности учителя. Является автором нескольких книг для учителей. Ведёт блог Langwitches.

Данная статья отнюдь не перевод высказанных идей Сильвии. Многие из них известны. Это некоторые размышления с учётом нашей российской специфики, авторским видением образовательного блогостроения.

На что должен обратить внимание учитель-блогер?

Конфиденциальность

Соблюдайте требования к конфиденциальности информации о себе и о тех, о ком пишете. 

Соблюдение собственной конфиденциальности должно стать для учителя определённой линией цифрового поведения, когда он использует интернет-технологии для обучения.

Учитель должен провести чёткую линию между личным и профессиональным.

Более того, необходимо развести понятия обычного обучения и обучения в Интернете. Необходимо задуматься над тем, что мы публикуем о себе и о наших учениках. В ряде стран требуется согласие родителей, самих учеников на размещение видео и фотографий. Необходимо задуматься, как размещённая нами информация может быть использована в негативных целях.

Ответственное поведение в Интернете

Зачастую размещённое видео со школьных линеек, классных мероприятий, открытых уроков впоследствии становится источником насмешек над кем-то из учеников. А порой и преследований. Задумайтесь над этим.

Действительно, «лучше один раз увидеть». Однако размещённый нами видеосюжет должен быть максимально корректным. С одной стороны мы хотим познакомить своих коллег со своей «профессиональной кухней». Но существует линия, которую нельзя пересекать. Конфузы, ошибки учеников в процессе обучения неизбежны, но стоит ли выносить их на всеобщее обозрение?

Участие в мировом цифровом педагогическом сообществе

Современный цифровой мир преодолел разрыв между авторами и читателями, учёными-педагогами, методистами и учителями-практиками. Учитель легко может выйти за пределы территориального учительского сообщества и общаться с коллегами из других регионов и стран.

Найдите себя в этом сообществе. Проявляйте активность.

Порой ваше участие очень ценно для ведущих специалистов. Позволяет им прислушиваться к советам и мнениям практиков.

Приобретите своего читателя

Взаимодействие с читательской аудиторией в заявленном вашем профессиональном диапазоне зависит от того, что мы предлагаем, насколько мы можем быть интересны. Учителю-блогеру очень важна обратная связь. Одобрение ваших «постов» (статей) или объективная критика не должны игнорироваться. Обратите внимание на то, что больше всего интересует вашего читателя. Учеников или других учителей.

Собственное мнение

Чётко определите свою роль как автора блога. Кто вы? Учитель, использующий блог для обучения; исследователь, публикующий свои выводы, исходя из своей практики? Или вы занимаетесь обзором новейших публикаций на педагогическую тему, цифровых инструментов в образовании? Разработайте свой собственный стиль, узнаваемый другими. Будьте честны с собой.

Ведение блога — это не только публикация вашего педагогического опыта. Это и интерпретация тех идей. с которыми вы ознакомились в Интернете. Используйте видео, фотографии, аналитические данные для доказательств или опровержения опубликованных педагогических идей. Ваше мнение может оказаться важным для производителей обучающих программ, цифровых инструментов. К примеру, в Дидактор не раз обращались представители IT-компаний, создателей обучающих программ, конструкторов, тренажёров, образовательных сайтов после публикаций материалов с положительными или отрицательными отзывами о их продуктах.

Уважайте мнение учащихся

Когда мы организуем интернет-обучение, нам нужно быть максимально объективными. Может сложиться ситуация, которая явно противоречит нашему видению образовательного процесса. Насколько ученики втянуты в организованный вами процесс обучения, насколько он учитывает индивидуальные особенности учащихся?

Соблюдайте авторские права

Никогда не забывайте о первоисточнике. Ничего зазорного не произойдёт, если вы укажете, что вами заимствована чья-то идея. Или вы банально перепечатали чью-то статью. Когда мы организуем образовательный процесс, мы часто используем идеи, методические разработки других. Обращайтесь к авторам. Вышлите свои публикации со ссылками на их труды. И, конечно же, постарайтесь, чтобы ваш блог не был сплошной публикацией чужих ресурсов. Даже если вы ссылаетесь на них.

Будьте готовы поделиться с другими

Даже если изначально вы ориентируете свой блог для обучения в классе и школе, будьте готовы, что к вам могут присоединиться другие ученики, учителя и родители. Продумайте формат общения, поведения и публикаций. Возможно, вам необходимо создать новые рубрики, о которых раньше и не думали. Вероятно, это потребует дополнительных усилий от вас по систематизации и осмыслению своего опыта.

Изучайте образовательный опыт других

«Вариться в собственном соку» — это путь в никуда. Ознакомьтесь с опытом других учителей-блогеров. Но не вообще, а по какой-то определённой проблеме. Как и что они публикуют? Как общаются с учениками и другими учителями. Как их ученики оценивают работу своего учителя?________________________________________________________________________

 

Уверен, учитель, ведущий свой блог на протяжении нескольких лет наверняка задумывался о судьбе своего детища. Очень важно видеть перспективы, задумываться над своей авторской стратегией. Учитывать изменяющиеся обстоятельства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.