
Моё пристальное внимание к отечественным цифровым разработкам привело к ещё одной весьма любопытной находке. Команда экосистемы Сбера «Сберобразование» ровно год назад на Московском международном Салоне образования представила новый сервис на основе нейросети «Ассистент преподавателя». Его суть заключается в том, что помимо помощи в создании образовательного контента (тестов, викторин, сценариев занятий, презентаций и видеоуроков) искусственный интеллект способен автоматически переводить аудиозапись урока в текст, а затем детально провести анализ проведённого урока с предоставлением детального отчёты урока и деятельности учителя на каждом его этапе.
Ассистент преподавателя затронул весьма важную тему: качество авторского учебного видеоконтента и проводимых учителем уроков.
Новые видео публикуются в обновлённой версии на Дзене. Подпишитесь на мой обновлённый канал.
Перед своей публикацией я знакомился с рядом отзывов об Ассистенте преподавателя, и далеко не всегда они были лестными. С горечью приходится сожалеть, что чаще всего обзоры тех или иных российских сервисов проводятся поверхностно, с оглядкой на зарубежные приложения. Между тем, стоит обратить внимание не столько на конструктор викторины и чат-бот, который поможет создать вам всё что угодно.
Безусловно, главный инструмент Ассистента преподавателя — анализ видео или аудиозаписи.
Согласитесь, проведя тот или иной урок, мы далеко не всегда довольны его результатом. Иногда мы потратили на его подготовку много времени, использовали какие-то новые методики, приёмы педагогической техники или определённые цифровые инструменты. А в итоге урок не получился.
Не поленитесь! Включите диктофон или видеокамеру на телефоне и запишите свой урок. В дальнейшем загрузите свою аудио или видео запись в Ассистент преподавателя и получите подробный анализ своего урока. Такую же процедуру вы можете проделать и с вашими авторскими учебными видео.
Вы сразу же можете обнаружить свои огрехи.
Преобладание монолога учителя
Современный урок — тот урок, на котором учитель говорить не более 8-10 минут. Если ваш монолог значительно преобладает, подумайте о приёмах активизации учащихся на занятии. Ученики должны больше говорить, дискутировать, доказывать.
Анализ контента
Ассистент преподавателя обязательно проанализирует, какие темы вы затронули, как вы их представили на уроке. В дальнейшем стоит подумать, что было лишним, а какие факты, события вы слабо затронули или вообще не касались их.
Распределение разговора
Ассистент преподавателя укажет затраченное время на речь преподавателя, на обсуждение и ответы учеников, на имеющиеся паузы (режим тишины, к примеру во время выполнения заданий).
Методические приёмы
ИИ-сервис отследит, сколько вы потратили на организацию занятия, на поддержание дисциплины, на поощрение учащихся, на объяснение и инструктаж.
Социологические приёмы
Отражаются такие показатели, как
- обозначение символических границ занятия (собственно занятие и то время, которое вы потратили, чтобы вернуть ученика или всех учащихся к занятию);
- обращение к конкретному ученику (вовлечение ученика к занятию с помощью спонтанных вопросов и обращений);
- маркеры руководства (обращение к ученикам, призывы, требования);
- Я-режим;;
- Мы-режим
- выражение похвалы;
- негативное оценивание.
Анализ речи
Ассистент преподавателя определит эмоциональную окраску вашей речи, скорость речи. И что очень важно, наиболее часто употребляемые слова. На это стоит обратить особое внимание, если в этот перечень попали слова-паразиты или общие слова, не относящиеся к изучаемой теме.
Проведённый вами самоанализ, причём с помощью Ассистента, который задаст вам ряд вопросов для рефлексии, конечно же, отразится на качестве и эффективности ваших дальнейших занятий и записанных учебных видео.
Опции анализа записей занятий и статистика являются условно бесплатными. Вы можете загрузить и бесплатно проанализировать 135 минут занятий. Правда, разработчики не предупредили, что даже оставшиеся минуты после первого же дня использования этого инструмента пропадают.