Напомним, что термин «эвристика» происходит от греческого heurésko (отыскиваю, открываю).
Энциклопедические и предметные словари дают нам следующие определения термина.
1) Организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом смысле Э. понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческой задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с. помощью контрпримеров и т.п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие мета-теорию решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы.
2) Специальный метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший название «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.
В течение урока для более продуктивной работы учащихся учитель создает проблемные ситуации. В ходе обсуждения, «мозгового штурма» ученики выходят на решение учебной задачи. И лишь после этого появляется необходимый текст (определение, закон), иллюстрация (фрагмент иллюстрации), формула, схема, таблица, фамилия учёного или литературного персонажа и т.п.
Или используя возможности интерактивной доски, ученики выходят и рисуют маркером свой проект или проецируют свою модель, подготовленную на другом компьютере в ходе совместной деятельности.
Выполнить этот прием достаточно просто: пояснительный текст после термина, иллюстрация, формула, теорема и т.д. появляются по щелчку лишь после того, как ученики обсудят поставленный учителем вопрос, предложат свои варианты ответов.
Этот технологический прием перекликается с приемом педагогической техники «Дай определение».
Многие современные учебники грешат описательностью, избытком второстепенной информации. Ряд важных понятий, терминов преподносятся без определений. Эти термины, как правило, выделены жирным шрифтом, курсивом. Иногда на одной-двух страницах идёт пояснение, а вот чёткого определения нет.
Прием «Дай определение» – один из эффективных редуктивных механизмов обучения. Что остается в голове ученика к концу урока, к концу изученной темы в условиях перенасыщенной информационно-образовательной среды? Напомню известную формулу ЮНЕСКО о том, что лишь 15% устной информации запоминается учениками, 25% наглядной.
Ученикам предлагается дать определение того или иного термина, события, явления. Естественно, учитель накануне объяснил, что определение понятия – это выявление наиболее важных, существенных и повторяющихся признаков предмета или явления. После самостоятельной работы следует обсуждение предложенных определений, выбирается наиболее оптимальное.
Каково же изумление ребят, когда в завершении демонстрируется определение из энциклопедии, чуть ли не слово в слово совпадающее с тем, что они сами сформулировали?! Но одно дело если бы учитель предложил «заучить наизусть» определение, и совершенно другое — самостоятельный путь к нему.
Таким образом, учитель способствует организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности) учащихся.
Пример приема Анимационная эвристика